СК-Фармация

Новости

Лекарственное обеспечение в Казахстане: по стационарам ситуация почти выровнялась
08 февраля 2018
Лекарственное обеспечение в Казахстане: по стационарам ситуация почти выровнялась

Претензии казахстанцев по лекарственному обеспечению стали уже неотъемлемой частью нашей жизни. Почему в стационарах и аптеках при поликлиниках периодически исчезают жизненно важные препараты и простые антибиотики, кому Единый дистрибьютор отдает предпочтение при закупе лекарств, когда и как будет решен вопрос лекарственного обеспечения, и что делают в ТОО "СК-Фармация" для минимизации коррупции и повышения прозрачности при закупе медпрепаратов? На эти вопросы корреспондента Кazpravda.kz ответила исполняющая обязанности председателя правления ТОО "СК-Фармация" Шария Исмуханова. 

Kazpravda: Из года в год в разных регионах возникают проблемы с обеспечением стационаров и аптек при поликлиниках лекарственными средствами в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП). При этом ТОО "СК-Фармация" в последнее время регулярно рапортует, что все закуплено в необходимом объеме и даже раньше установленных сроков. В чем же причина нехватки лекарств?

– В самом деле, исторически сложилось, что в начале года регулярно возникают проблемы с поставками бесплатных лекарств. Причем по стационарам и по амбулаторному лекарственному обеспечению причины разные. 

Уже восемь лет поставкой лекарств в стационары в рамках гарантированного бесплатного лекарственного обеспечения занимается Единый дистрибьютор по закупу лекарств "СК-Фармация". Нужно отметить, что именно по стационарам ситуация по своевременным поставкам лекарств практически выровнялась. 

Дело в том, что у Единого дистрибьютора есть преимущество – у нас есть возможность проводить закупки лекарств заранее, обычно для поставки лекарств в следующем году мы проводим закупки начиная с середины предыдущего года. Обычно где-то в июле Министерство здравоохранения приказом спускает нам список лекарственных средств и медизделий для закупа через систему единой дистрибуции, и мы сразу же запускаем все процедуры. Дело в том, что стандартно тендерные процедуры занимают порядка двух месяцев, не говоря уже о сроках для сбора заявок от медицинских организаций. Поэтому, начав закупочные процедуры летом, к октябрю-ноябрю у нас уже есть понимание, что закуплено, и если не закуплено, то по каким причинам. Более того, хватает времени эти причины устранить, подняв вопрос проблемного закупа на уровень министерства. 

К этому времени у нас на руках уже есть большая часть договоров с поставщиками лекарств, и в ноябре-декабре начинается поставка препаратов на наши склады, чтобы мы смогли начать отгружать их в больницы с начала января. Единственная причина, из-за которой в этом случае у нас могут возникать задержки в январе – это то, что по закону мы можем заключать договоры с больницами только после нового года, когда им уже утвержден бюджет на новый год. Но эта схема уже достаточно отработана, больницы стараются запастись необходимыми препаратами на этот период. Так что можно сказать, что в последние годы вопрос бесперебойности поставок лекарств в стационары более-менее решен. 

Исключением стал 2018 год, когда из-за того, что некоторые нормативные документы, регулирующие процедуры закупа Единого дистрибьютора, были поздно согласованы госорганами и утверждены, закуп был произведен позже обычного. Министерство здравоохранения, предвидя ситуацию, осенью выделяло управлениям здравоохранения дополнительный бюджет на закуп лекарств, чтобы избежать перебоев в январе-феврале. Но к настоящему моменту ситуация уже практически выровнялась, большинство препаратов уже закуплено и есть на складах Единого дистрибьютора.

Что касается амбулаторного лекарственного обеспечения, тут несколько другая ситуация. Дело в том, что до 2018 года лекарства для амбулаторного лекарственного обеспечения закупались частично региональными управлениями здравоохранения и частично по социально значимым заболеваниям через Единого дистрибьютора. Управления здравоохранения в основном проводили закупки фармацевтической услуги у фармкомпаний, в которую входили и стоимость самих лекарств, и услуги по их транспортировке, учету и реализации через аптечные пункты этих компаний. Причем закупка этих услуг проводилась в начале года, и, соответственно, поставки начинались уже позже. Это и стало одной из важных причин передачи закупа амбулаторного лекарственного обеспечения единому дистрибьютору. 

Еще одной важной причиной передачи амбулаторного лекарственного обеспечения для закупа в систему единой дистрибуции стала значительная экономия, которая образуется благодаря консолидации объемов закупа со всей республики и особым закупочным процедурам, которые позволяют значительно снизить цены на лекарства. Причем сэкономленные средства – это те деньги, которые медорганизации в последующем используют для дополнительного закупа лекарств, обеспечивая более широкий охват пролеченных пациентов. Чтобы не быть голословной, скажу, что, к примеру, в прошлом году такая экономия составила порядка 18 млрд тенге. В этом году, по предварительным расчетам, ожидается не меньшая экономия. 

Kazpravda: Какова ситуация по обеспечению медорганизаций лекарственными средствами в рамках ГОБМП на сегодняшний день? На какой период поликлиники и стационары обеспечены необходимыми медикаментами?

– Я уже говорила, что в силу позднего утверждения ряда нормативных документов закуп на 2018 год производился значительно позднее стандартных сроков. Тем не менее на сегодняшний день на 2018 год закуплено 84 процента (около тысячи наименований) из всего списка лекарств, подлежащих закупу у Единого дистрибьютора на 2018 год, а их в этом году 1192 наименования. Это и лекарства для пациентов, состоящих на диспансерном учете по различным заболеваниям в рамках амбулаторного лекарственного обеспечения (всего 49 заболеваний), и медикаменты для лечения пациентов, находящихся в стационарах. В принципе, это стандартная ситуация с закупом для начала года. Ежегодно бывают какие-то препараты, которые не разыгрываются сразу по причине низкой цены, неудобного для поставщика графика поставки или истечения регистрационных удостоверений. Сейчас по этим препаратам вновь будет объявлен закуп.

На сегодняшний день на склады Единого дистрибьютора уже поступило 80 процентов препаратов. Препараты, имеющиеся на складах Единого дистрибьютора, по мере поступления заявок от медицинских организаций, сразу же отгружаются заказчикам.

Kazpravda: Можете ли Вы утверждать, что в этом году перебоев с лекарственным обеспечением не будет? Если нет, что делается для того, чтобы их не допустить?

– Гарантировать, что перебоев с поставками не будет, невозможно. Мы стараемся только минимизировать их возможность. Практически на каждом этапе пути между производителем и пациентом могут оказаться какие-то подводные камни. Бывали случаи, когда останавливался завод-производитель или были перебои с субстанцией, и производитель не мог нам поставить весь обещанный объем лекарств. В таком случае мы проводим переговоры и закупаем лекарство или его аналог у тех, кто нам может их поставить. Вопрос решается, уходит драгоценное время. Могут затянуться процедуры сертификации при ввозе препаратов, тогда уже поставщик не может вовремя доставить продукцию. Бывают и случаи, когда Единый дистрибьютор не может вовремя закупить препараты. Например, когда цена, по которой объявляется тендер, слишком низкая, и поставщикам просто невыгодно продавать нам товар за эти деньги, и они не подают заявки на участие, сколько бы раз мы не объявляли закуп. В таком случае Министерство здравоохранения пересматривает цены, и закуп все-таки производится, но все эти процедуры требуют длительного времени. А может быть и такое, что больница или управление здравоохранения неправильно спрогнозировали свою потребность в лекарствах и заказали слишком маленький объем. И в этом случае на дополнительный закуп и доставку препаратов тратится время. 

Что поможет нам решить эти проблемы? Есть несколько инструментов для тактического решения вопросов: правильное планирование, заблаговременное проведение тендеров, проведение переговоров в случае экстренных ситуаций и неснижаемый запас жизненно важных лекарств. Каждый из этих инструментов мы используем в соответствии с ситуацией. 

Kazpravda: Какие новые методы контроля процесса закупа, поставки и доставки на места применяет компания для обеспечения прозрачности? Планируется ли как-то усовершенствовать логистические процессы? Каковы дальнейшие планы компании по улучшению ее деятельности в качестве Единого дистрибьютора лекарственных средств?

– Сейчас проведена большая работа по обеспечению максимальной открытости, прозрачности, гласности и объективности тендерных процедур. Для обеспечения транспарентности процедур и исключения должностного подчинения членов тендерной комиссии ее председателю теперь в состав комиссии включаются руководство Министерства здравоохранения и его структурных подразделений. Расширен состав наблюдателей тендерных процедур, присутствующих на всех заседаниях тендерной комиссии, в который, помимо представителей профильных ассоциаций, теперь также входят работники министерства и его подведомственных организаций. В онлайн-режиме транслируются мероприятия в рамках тендерных процедур (вскрытие конвертов с заявками потенциальных поставщиков для участия в тендере, вскрытие конвертов с дополнениями для исправления замечаний тендерной комиссии, а также процедура аукциона на понижение цены). Кроме того, сами тендерные процедуры разработаны так, чтобы максимально обеспечить объективность закупок – после вынесения замечаний тендерной комиссией поставщикам предоставляется возможность эти замечания устранить. Таким образом исключается фактор необъективности. 

В настоящее время на сайте ежедневно публикуется информация по статусу отгрузки лекарств по городам, чтобы пациенты могли самостоятельно убедиться, поступило ли их лекарство в медорганизации города. 

Что касается совершенствования процессов, то мы постоянно ведем работу в этом направлении – изучаем слабые стороны и ищем пути решения. 

Сейчас в стратегических планах Единого дистрибьютора переход на электронный формат закупа. Преимущества такого формата очевидны. Это и повышение прозрачности и открытости процесса закупа, и упрощение процедур, и снижение административных барьеров, и снижение коррупциогенности закупок. Потенциальным поставщикам больше не придется нотариально заверять каждый документ – гарантией выступит его электронная цифровая подпись, да и весь пакет документов сократится благодаря интеграции веб-портала электронных закупок со всеми государственными информационными системами. Самое главное, что переход к электронному формату закупа лекарств и медизделий позволит полностью отслеживать все процессы и процедуры закупок в режиме реального времени.

Большая работа предстоит по оптимизации логистической системы – планируется создание логистической сети, которая позволит не только максимально оптимизировать транспортировку лекарств и, соответственно, их себестоимость, но и в режиме реального времени отслеживать передвижение грузов и условия их хранения и доставки.

Kazpravda: Какие новые препараты закуплены ТОО "СК-Фармация" в этом году? Чем они лучше ранее закупаемых аналогов? 

– В списке закупаемых лекарственных средств ежегодно более тысячи наименований. Препараты включаются в список на основании рекомендаций формулярной комиссии. На основании современных протоколов лечения, изучения эффективности лекарств принимается решение о включении новых или исключении уже устаревших препаратов, которые заменяются новыми, более эффективными. К примеру, в этом году в список лекарств, подлежащих закупу через систему единой дистрибуции, включены препараты "Софосбувир" и "Даклатасвир" – самые современные препараты для лечения вирусных гепатитов, которые, в отличие от предыдущих методов лечения, дают 95-процентную вероятность полного излечения. 

Kazpravda: В процессе закупок предпочтение дается иностранным или отечественным производителям и поставщикам? 

– Одной из основных задач, стоящих перед Единым дистрибьютором, является способствование развитию фармацевтической отрасли страны через поддержку отечественного производства. Поэтому в закупках, безусловно, отдается предпочтение отечественным производителям. Так, если для участия в тендерных процедурах подает заявку отечественный фармпроизводитель, то заявки от других поставщиков просто не рассматриваются. 

Но самым действенным инструментом поддержки отечественного производства является, пожалуй, заключение долгосрочных договоров поставки. По условиям этих договоров производители обязуются наладить новое или модернизировать существующее производство лекарств в соответствии со стандартами надлежащей практики GMP. На это им отводится не более 5 лет. И последующие 10 лет Единый дистрибьютор со своей стороны обязуется закупать производимые лекарства у них. Это гарантирует компаниям рынок сбыта, стабильность и уверенность в завтрашнем дне, что делает их инвестиционно привлекательными. 

Таким образом, те препараты, которые уже начали выпускать казахстанские фармпроизводители, закупаются у них. На 2018 год у отечественных производителей закуплено 464 наименования лекарств и медизделий.

В период с 2009-2017 годы заключено 53 (33 по лекарственным средствам и 20 по изделиям медицинского назначения) долгосрочных договора на поставку 1636 наименований (1076 лекарственных средств и 560 изделий медицинского назначения) с 31 отечественным фармпроизводителем. 

Благодаря механизмам поддержки отечественного производства через систему единой дистрибуции, именно фармацевтическая отрасль стала одной из самых бурно развивающихся в Казахстане. Гарантированный долгосрочный рынок сбыта производимой фармпродукции создает ту благоприятную инвестиционную среду, благодаря которой в страну удалось привлечь крупные международные инвестиции. На наши фармацевтические заводы со своими инвестициями зашли такие крупные международные компании, как Polpharma, AbdiIbrahim, Фармстандарт, Nobel. И пришли они к нам не только с инвестициями, но и принесли на наш рынок свои технологии и разработки. Последние разработки этих крупных европейских фармпроизводителей сразу же появляются и на наших отечественных площадках. 

Что касается закупа препаратов иностранного производства, то у Единого дистрибьютора есть механизм для их закупа напрямую у иностранных фармзаводов в случае, если у этих лекарственных средств нет зарегистрированных аналогов в Казахстане. Во всех иных случаях лекарства закупаются по результатам тендерных процедур, и специальных предпочтений каким-то странам быть не может. К закупу допускаются те лекарства, которые имеют регистрацию в Казахстане, то есть подтвердили свою безопасность, эффективность и качество.

Kazpravda: Какая сумма заложена на закуп лекарственных препаратов в 2018 году? Насколько она больше или меньше по сравнению с предыдущими годами? Какая часть этой суммы уже освоена? В какие сроки планируется завершить закуп медикаментов на этот год? 

– По предварительным расчетам, закуп лекарств через систему единой дистрибуции для стационаров и в рамках амбулаторного лекарственного обеспечения составит порядка 200 млрд тенге. 

В связи с тем, что амбулаторное лекарственное обеспечение передано для закупа Единому дистрибьютору только в 2018 году, мы не можем предоставить точную динамику роста объемов и сумм по закупаемым лекарствам.

Однако динамика роста затрат на лекарственное обеспечение для стационаров, закупаемое через систему единой дистрибуции, показывает, что этот показатель растет год от года. Так, в 2013 году Единый дистрибьютор закупал лекарства и медизделия на сумму 80 млрд тенге, в 2014 году – на сумму 85 млрд тенге, в 2015 году эта сумма возросла практически до 100 млрд тенге, в 2016 году – до 115 млрд тенге. По итогам 2017 года объем закупа лекарств и медизделий через систему единой дистрибуции составил порядка 138 млрд тенге. 

Kazpravda: С компанией "СК-Фармация" постоянно связаны какие-то коррупционные скандалы. В чем их причина, настолько "хлебное место", что руководители и работники компании не могут удержаться, чтобы не перешагнуть черту, или есть другие факторы? После последнего коррупционного скандала, связанного с бывшим председателем правления ТОО Максимом Касаткиным, какие меры предприняты в компании для недопущения коррупции? 

– Мы проводим широкую работу для максимального исключения коррупциогенности из наших процедур. 

Мы говорили уже о мерах, принятых для обеспечения прозрачности и открытости процедур – организация онлайн-трансляций, включение в тендерную комиссию ключевых работников Министерства здравоохранения и привлечение независимых наблюдателей в лице представителей общественных организаций, правоохранительных органов и работников сферы здравоохранения.

Ведется работа по переходу на электронный формат закупа, который позволит снизить административные барьеры. Кроме того, электронный формат позволяет видеть все процессы закупа в режиме реального времени.

Источник: kazpravda.kz