СК-Фармация

Новости

​Made in Казахстан
04 Май 2018
​Made in Казахстан

Покупая отечественные товары и услуги, каждый казахстанец способствует росту экономики страны.

ЧЕСНОК И ФЛАГ

Во время совместных с подругой походов по магазинам заметила: наши вкусы разительно отли­чаются. Наталья любит все импорт­ное, и ее не останавливает даже высокая цена. Я же предпочитаю продукты и товары местных произ­водителей, тем самым экономя деньги и поддерживая отечест­венного товаропроизводителя.

Не убеждают подругу даже ссылки на экспертов, которые советуют импортную продукцию покупать лишь в двух случаях: когда нет подобной отечественной либо когда качество местной еще не настолько высокое, как того хотелось бы.

В итоге на кассе получается, что ее «корзина» стоит почти в 3 раза дороже моей, хотя покупаем мы схожие продуктовые наборы. Судя по тому, что товары, произведенные местными предприятиями, в Казахстане пока пользуются невысокой популярностью, Наталья не одна такая. Наши люди почему-то отдают предпочтение зарубежным аналогам, хотя очевидно, что и цена у них выше, да и по качеству они далеко не всегда превосходят отечественные. Это касается практически всей продукции, будь то продукты питания, одежда или лекарства.

В сознании людей прочно укоренилось: импортное – значит, лучшее. О том же, что это не совсем так, и даже, скорее, совсем не так, задумываются немногие. Между тем наша привычка покупать иностранные товары и продукты питания очень даже сказывается на экономике страны и в конечном итоге на уровне жизни людей.

Надо честно признать, что, покупая за рубежом товары, которые Казахстан производит или в состоянии выпускать сам, мы просто дарим другим странам рабочие места, инвестиции и налоги! При этом сами остаемся должниками по кредитам и экс­портерами сырья, рабочих рук и талантов, которые не находят себе применения дома.

Представим себе, что определенный товар, скажем, флакон духов, стоит 100 условных единиц. Если он ввезен из-за границы, то от его реализации экономика страны практически ничего не получит. Совсем другое дело, если его выпустили на отечественном предприятии. Тогда производители использовали местные материалы и сырье, обеспечили рабочими местами наших же граждан, отчислили налоги в местный бюджет в соответствии с социальными обязательствами перед обществом.

Люди, работающие на этом предприятии, получили зарплату, потратив ее на покупку отечественных товаров и услуг, тем самым поддержав других местных товаропроизводителей. Те в свою очередь продали свою продукцию, вложив деньги в развитие. Такая цепочка вызывает мультипликативный эффект, оживляя всю экономику: соз­даются дополнительные рабочие места, растут налоговые поступ­ления в бюджет, в том числе и за счет получения добавленной стоимости, увеличиваются доходы людей, отражающиеся на их покупательской способности...

Возможно, спрос на все импорт­ное объясняется еще и тем, что многие потребители не знают, как отличить отечественный бренд от иностранного. Кроме того, не всегда можно быстро найти и рассмотреть страну-производителя на крохотной этикетке товара. В этом плане показателен опыт Чехии: на овощных рядах этой европейской страны видела упакованные головки чеснока с яркой этикеткой, на которой изображен государственный флаг как подтверждение того, что овощ выращен именно здесь.

Это своего рода знак качества, априори вызывающий доверие потребителя. И покупатели берут только отечественный чеснок, обходя стороной ввозные головки, даже если они крупнее по размеру. Такой подход чехи, впрочем, как и другие европейцы, практикуют ко всей без исключения продукции, выпускаемой в стране. Так потребители помогают местным производителям увеличить вклад в развитие экономики.

Более близкая нам Украина начинала популяризировать свои товары, проводя уличные фестивали. Людям давали попробовать свое и импортное, сравнить вкус, товарный вид и стоимость. Выбор оказался очевидным. Сегодня в государстве на каждом шагу есть магазины, в которых продают исключительно местные товары народного потребления, одежду и продукты питания. При этом жители страны убеждены: местная продукция намного превосходит по качеству и потребительским свойствам импортную.

ДРУЗЬЯ ЭКОНОМИКИ

Польского эксперта – бывшего вице-министра здравоохранения профессора доктора Ланду – не так давно приглашали в высший законодательный орган нашей страны. Он объяснял парламентариям, почему так важно и нужно поддерживать промышленные предприятия, которые на Западе за их вклад в ВВП страны принято называть партнерами или друзьями экономики. Тем самым подчеркивается значение отечест­венных товаропроизводителей, без которых в стране не было бы своей промышленности, а следовательно, и источников пополнения государственной казны.

Среди прочего профессор Ланду рассказал, что в Польше планируется законодательно внедрить измеряемые критерии, которые позволят оценить вклад фармацевтических компаний в развитие польской экономики.

Оценка вклада будет производиться министерством, ответственным за промышленное развитие и национальную экономику. Именно оно станет определять категорию предприятия на основе целого ряда критериев. Среди них – научная и исследовательская деятельность на территории страны, включая собственное R&D и взаимодействие с академическими институтами. Важно также привлечение инвестиций, причем не только их объем, но и техническая прогрессивность, сложность, соблюдение GMP-стандартов. При определении вклада будет учитываться произ­водственная деятельность с учетом мощности предприятия, выпуска лекарственных форм, сложности лекарственных средств.

В числе критериев значатся также занятость, рабочие места – количество и специализация сот­рудников, отчисление налогов и выплат, влияние на торговый баланс в стране, то есть доля в лекарственном обеспечении страны, уровень экспорта и его динамика. Примечательно, что за некоррект­ные данные, предоставляемые заявителями в Министерство развития, предусматривается уголовная ответственность.

Поскольку профессор Ланду имеет непосредственное отношение к медицине и здравоохранению, я попросила прокомментировать его выступление перед казахстанскими парламентариями генерального директора компании SANTO Ижи Урбанца.

– Надо ценить усилия отечественных товаропроизводителей, которые стремятся насытить рынок местными товарами, – с таким подходом сразу же согласился мой собеседник. – В последние годы во всех странах мира идет подобная волна. Правительства осознают, насколько важно поддерживать друзей местной экономики, ведь это напрямую сказывается на уровне ВВП. И речь идет не только об инвестициях, внедрении новых технологий, уплате налогов. Есть еще и непрямой вклад в экономику. К примеру, одно рабочее место на нашем заводе позволяет обеспечить занятость 3 человек, включая обслуживающие компании. Это упаковка, транспортировка, общепит, ремонтная база и прочие услуги. Все эти люди получают заработную плату за счет того, что работает «Химфарм». Они тратят свои деньги и, покупая казах­станские товары, своим спросом стимулируют других производителей на увеличение объемов производства. Тем самым идет прирост экономики Казахстана по всем направлениям.

ЦЕНИ СТРАНУ, ПОКУПАЙ КАЗАХСТАНСКОЕ!

Глава государства еще несколько лет назад поставил задачу – добиться того, чтобы Казахстан самостоятельно производил половину собственных лекарственных средств в натуральном выражении. Государство мотивировало производителей ­строить заводы и расширять выпуск фарм­препаратов долгосрочными договорами, заключаемыми с «СК-Фармация» на 7 лет. При этом есть одно условие: завод должен работать по европейскому стандарту GMP (медицинский стандарт Good Manufacturing Practice – надлежащей производственной прак­тики). АО «Химфарм» первым в Казахстане приступило к внедрению стандартов GMP еще задолго до того, как с 1 января текущего года отечественных фармацевтических производителей обязали обзавестись стандартом GMP, иначе вход на казахстанский фармрынок им закрыт.

Компания SANTO поставляет на внутренний рынок в рамках гарантированного объема медицинской помощи 56 наименований лекарственных препаратов. При этом предприятие пошло еще дальше, самостоятельно разрабатывая рецептуру вновь выводимых на рынок лекарственных средств, а не просто прак­тикуя трансферт технологий и готовую рецептуру лекарств.

Для этого на заводе создали Научно-исследовательский испытательный центр, который объединяет три десятка высококлассных специалистов. Сейчас они заняты разработкой более 50 новых лекарственных препаратов. Это долгий и сложный процесс, требующий усилий ученых и огромных финансовых вливаний. Вместе с тем – очень нужный. Инновационная лаборатория обладает всем необходимым оборудованием для разработки готовых лекарственных средств, отвечающих современным требованиям отрасли.

– Я думаю, что Казахстан должен гораздо больше поддерживать компании, которые имеют научные центры по разработке препаратов и технологий, – считает Ижи Урбанец. – Они способствуют развитию интеллек­туального потенциала страны, а это гораздо больше, чем просто трансферт технологий и прив­лечение инвестиций. Если не заниматься развитием науки, то неизбежна утечка мозгов из страны. Останутся только руки, готовые работать по «отверточным» технологиям.

Затраты на исследования могут окупиться только в отдаленной перспективе, но социально ответственные компании идут на такие расходы, осознавая необходимость обеспечить лекарственную безопасность страны.

– Деньги – вторичный эффект хорошей работы, – отметил Ижи Урбанец, имея в виду, что хорошее качество лекарств и доверие пот­ребителей в конечном итоге в сос­тоянии окупить любые затраты.

Примечательно, что на фоне того, как импортные лекарства постоянно дорожают, SANTO сохранила стоимость своей продукции, не допустив в прошлом году роста цен даже на уровень инфляции. Неизменными остались цены и в нынешнем году.

Не планируется изменение ценовой политики продукции и в 2019 году. При том, что инфляционные процессы сказываются на стоимости сырья, оплате за коммунальные услуги и других накладных расходах предприя­тия, включая повышение заработной платы сотрудникам, которых более тысячи. Предприятие намерено держать цены на уровне 2017-го, покрывая все дополнительные расходы за счет внутренних ресурсов компании.

А вот при закупе лекарств на госпитальный уровень по договорам с «СК-Фармация» цены в текущем году снижены на 5%. Такой же будет политика компании в сфере ценообразования и в предстоящий период.

Это позволит сделать лекарства SANTO более доступными, их смогут купить гораздо больше казахстанцев. Причем приемлемая цена станет еще одним дополнительным стимулом для покупки отечественных медпрепаратов, которые по качеству не уступают производителям соседних стран.

Лояльное отношение со стороны потребителей стимулирует выпуск своих лекарств и только повысит уважение к отечественному товаропроизводителю. К тому же это будут импортозамещающие препараты, увеличивающие вклад завода в валовой национальный продукт. Тем самым компания SANTO станет еще более значимым партнером казахстанской экономики.

Источник: Казахстанская правда