СК-Фармация

В Казахстане

Е.Биртанов: Деньги Фонда медстрахования не будут лежать на счетах
22 Май 2017
Е.Биртанов: Деньги Фонда медстрахования не будут лежать на счетах

По словам министра, деньги со счетов будут ежедневно уходить на оплату медуслуг.

Министр здравоохранения РК Елжан Биртанов в интервью корреспонденту Zakon.kz рассказал об изменении ставок в рамках обязательного социального медицинского страхования (ОСМС), рисках и новых возможностях страховой медицины в Казахстане.
- Елжан Амантаевич, расскажите, на опыте каких стран основана система внедрения ОСМС в Казахстане?
- В мире сегодня преобладают три основные модели финансирования здравоохранения - бюджетная, страховая и смешанная. Бюджетная модель существует в таких странах, как Великобритания, Испания, Италия, Швеция. Социальное общественное страхование действует в Германии, Франции, Бельгии, Корее, Японии, Словакии, ряде стран Восточной Европы, всего в 30 странах и частное страхование - в США. Но большинство стран комбинируют «бюджетную» и «страховую» модель, так как она доказала свою эффективность. В Казахстане будет внедрена смешанная модель медицинского страхования с учетом лучших мировых практик.
Изучая передовой опыт других стран, мы совершенствуем и наше законодательство об ОСМС. Буквально на минувшей неделе Мажилис принял в двух чтениях проект закона с изменёнными нормами по медстрахованию, далее передаем документ в Сенат. Как известно, основное новшество документа – это снижение ставок взносов и отчислений по основным категориям плательщиков.
Правительство РК предусмотрело мягкий вход в систему страхования. Мы снизили нагрузку для работодателя, с 1 июля текущего года они начнут отчислять 1% за каждого своего работника. Сами работники начнут платить 1% только с 2019 года. Со временем, когда система заработает, работник вкупе с работодателем будет платить 5%, тогда как в Польше сегодня каждый работающий платит за себя 9% от заработной платы.
- Будет ли достаточно этой суммы для покрытия стоимости всех медицинских услуг?
- Фонд будет управлять двумя потоками финансирования. Первый пакет – гарантированный объем медицинского страхования (ГОБПМ), который будет предоставляться независимо от наличия страховки и включает экстренную медицинскую помощь и помощь при социальных заболеваниях (онкология, туберкулез и психиатрия), будет оказываться всему населению. Все остальные медицинские услуги будут финансироваться за счет страховых средств и войдут в пакет ОСМС. Наиглавнейшая задача Фонда – обеспечить сбалансированность доходов и расходов медстрахования. На основе актуарных расчетов Фонд тщательно прогнозирует реалистичные возможности по сбору взносов. Здесь за основу берутся не просто среднемесячные прогнозы, расчеты по заработной плате, а в первую очередь, конечно, прогнозы и статистика по фактической собираемости взносов в системах социальных и пенсионных отчислений. Также прогнозы ориентируются именно на эти фактические данные за ряд предыдущих лет, и, в частности, за прошлый экономически не очень стабильный год. Мы надеемся, что по мере роста экономики поступления в Фонд будут увеличиваться. Это позволит нам расширить перечень услуг. Мы видим, что фонды в Литве, Польши, Австрии предоставляют широкий спектр услуг. Это полное лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение, реабилитацию и др. Мы в этом направлении планируем двигаться. С 2019 года предусматриваются меры по расширению пакета мед страхования, в том числе: расширение реабилитационных услуг, паллиативной медицинской помощи, расширение перечня бесплатных лекарств для выдачи на амбулаторном уровне. Но все это зависит от того, насколько мы все солидарно будем участвовать в медстраховании.
- За кого будет платить государство?
- Всего это 14 категорий населения, численность которого в совокупности составляет свыше 10 млн человек. То есть страховые взносы за 10 млн казахстанцев из 18 млн, будет платить государство. В список льготников включены дети, многодетные матери, пенсионеры, инвалиды, лица, находящиеся в декретном отпуске, безработные, студенты и т.д. Это беспрецедентный подход. Финансовая устойчивость Фонда гарантирована во многом тем, что 80% доходов обеспечивается за счет участия государства. Тогда как в странах Европы, 60-70% бюджета фонда формируется за счет бизнеса, работодателей. Мы уменьшили нагрузку в связи с кризисными явлениями в экономике, ставка у нас будет подниматься плавно. Для нас важно, чтобы налоговая нагрузка по стране была ниже, чем в других странах, в том числе и для привлечения инвестиций. Потолок ставок для работающих лиц будет 2%, для работодателей 3%.
- Как вы будете стимулировать людей вносить деньги, и будут ли приняты меры в отношении тех, кто платить не намерен?
- Закон говорит об обязательности медицинского страхования. Администрировать эти платежи будет Комитет госдоходов. Мы бы не хотели принимать жестких мер. По работодателям это стандартные меры налогового администрирования. За государственные взносы мы не беспокоимся. Большой вопрос это взносы самозанятого населения. Здесь есть две категории: индивидуальные предприниматели и так называемые, непродуктивные лица, чьи доходы не распознаваемые, они скрываются в неформальном секторе экономики. Будем стимулировать граждан, чтобы они самостоятельно вносили взносы, поскольку это реально выгодно. Проще заплатить 5% от МЗП и рассчитывать на услуги, превышающие вложенную сумму в пять раз, а при серьезных заболеваниях стоимость может возрасти на несколько миллионов. Медстрахование – это возможность для человека в случае болезни избежать больших финансовых трат, получить необходимую медицинскую помощь, включая дорогостоящие высокотехнологичные услуги.
- Как будут защищены деньги Фонда ОСМС?
- Мы, конечно, учитываем опыт прошлых лет. Он детально изучен. В первую очередь гарантией безопасности будет то, что все деньги Фонда будут находиться на счетах в Нацбанке. Хочу подчеркнуть, что ФСМС - это не инвестиционный и не накопительный фонд. Все деньги, которые будут приходить, будут оперативно уходить на оплату счетов медицинским организациям за оказанные медицинские услуги. Поскольку инвестиционных рисков не будет, основная цель – постоянный контроль качества и объёмов оказания медуслуг, осуществления своевременных платежей. Фонд по закону получает большие полномочия в сфере контроля качества услуг как единственный закупщик, получая право не оплачивать поставщикам некачественно предоставленные услуги, выписывать штрафы.
- С введением ОСМС изменятся услуги скорой помощи?
- Скорая помощь будет полностью на содержании государства. Мы гарантируем на бесплатной основе как скорую, так и экстренную помощь всему населению независимо от того, застраховано оно или нет. К сожалению, у нас обращения в скорую помощь в 15 раз выше, чем в развитых странах. Мы используем скорую как поликлинику на колесах. Если у человека поднялось давление, то мы вызываем скорую, да это удобно, но в этот самый момент к тому пострадавшему, кому скорая действительно нужна, может не успеть. У нас скорость доезда в 2-3 раза выше, чем в густо населенных странах. Мы теряем много людей из-за того, что используем скорую помощь не по назначению. В этой части нужны реформы, они требуют разъяснений, понимания населения. Мы бы хотели, чтобы поликлиники брали на себя эту роль, когда есть острые состояние, не связанные с риском для жизни.
- Есть ли у вас опасения по поводу работы системы ОСМС?
- Мы серьезно переживаем на счет участия самозанятого населения в ОСМС и дисциплины работодателей. Соответствующая работа по выявлению самозанятых, определению их статуса в системе ОСМС, вовлечению их в экономику проводится местными исполнительными органами, органами занятости. С точки зрения оказания медуслуг, в принципе, организация медпомощи остается в основе своей, меняются некоторые подходы по повышению эффективности работы ряда служб. Основная роль первичного звена, участкового врача сохраняется. Каждый человек должен прикрепиться к организации первичной медпомощи или поликлинике и неограниченно получать услуги участкового врача. По направлению может получить помощь узкого специалиста консультативные услуги, диагностические, лабораторные.
Источник: www.zakon.kz