СК-Фармация

В Казахстане

НПП РК «Атамекен»: обсуждение регулирования цен на лекарственные средства
08 августа 2017
НПП РК «Атамекен»: обсуждение регулирования цен на лекарственные средства

3 августа на площадке Национальной Палаты Предпринимателей Республики Казахстан прошло обсуждение подходов к внедрению государственного регулирования цен на лекарственные средства. В обсуждении участвовали Министр здравоохранения Республики Казахстан Елжан Биртанов, Заместитель Председателя правления НПП РК «Атамекен» Юлия Якупбаева, представители Министерства здравоохранения РК, ассоциаций и бизнес-сообщества.

Открывая совещание, Якупбаева Юлия сказала, что данный вопрос обсуждался на площадке со всеми участниками фармацевтического рынка на протяжении длительного времени.

Она отметила: «28 июля при встрече с Вице-министром здравоохранения Цой А. пришли к взаимопониманию по некоторым аспектам Концепции Законопроекта. Так, Министерством здравоохранения РК приняты замечания НПП РК касательно исключения объединения двух разрешительных процедур (лицензирование и стандарты GMP); исключения определения экспертной организации по формированию Казахстанского национального лекарственного формуляра, списков лекарственных средств и медицинских изделий для ГОБМП и в ОСМС. Также поддержаны предложения НПП РК «Атамекен» по изменению срока введения обязательного стандарта надлежащей аптечной практики GPР и дополнительного введения понятия трансферта технологий. Одним из основных моментов в Концепции Законопроекта является введение государственного регулирования цен на всех уровнях, которое сегодня мы хотим обсудить на нашей площадке».

В своем выступлении Елжан Биртанов отметил: «Сегодняшняя встреча посвящена вопросу регулирования цен на лекарственные средства. Мы не хотим каких-то острых углов, необходимо их заранее обойти. В связи с чем все предлагаем обсудить заранее. Наша позиция такая: мы не хотим перфектную европейскую модель применять одномоментно. Мы понимаем, что к этому нужно идти». Министр выразил готовность к обсуждению поэтапного перехода к регулированию цен, как это было в международной практике – сначала рецептурный ряд, потом, не менее чем через два года, безрецептурный.

В ходе совещания были высказаны различные мнения предпринимателей. Директор ТОО «Асфарма» Зауре Кошербаева подчеркнула, что введение различных инструментов, таких как GPP и жесткое государственное регулирование розничных цен, будет негативно влиять на аптеки, поскольку они в основном являются представителями малого и среднего бизнеса. Внедрение GPP особенно на селе без государственной поддержки невозможно, так как частные фармацевтические компании не имеют возможности самостоятельно обучать, и постоянно поддерживать широкий ассортимент ЛС. И еще введение регулирования цен на ЛС дополнительно ухудшит состояние аптек.

Учредитель ТОО «Арыс», (г. Арыс) Алжигит Туйгынбек отметил: «Применять цены с четким механизмом государственного регулирования цен нельзя, так как это приведет к закрытию аптек. Сначала необходимо взять на контроль оптовых дистрибьюторов, закупающих ЛС у иностранных компаний, а также производителей. От их наценки и цены зависят цены в аптеках, обычно аптеки особенно на селе делают надбавку не более 15-20 %. Государственное регулирование цен применимо в отношении больниц и поликлиник, но никак не к розничным аптекам. Также предприниматели нуждаются в поддержки со стороны государства, а именно в выделении финансовой помощи для подтверждения стандарта надлежащей аптечной практики». Представитель ТОО «Забота» (г. Костанай) предложил: «Вводить регулирование цен лучше по определенным группам препаратов, но не на все рецептурные лекарственные средства одномоментно. Рецептурный блок препаратов основной в розничной торговле».

Независимый эксперт Министерства здравоохранения РК Т.К. Рахыпбеков: «Будучи советником премьер-министра мы проводили со всемирным банком исследования касательно введения регулирования цен на лекарственные средства. И результатом был вывод, что нельзя внедрять регулирование цен. Регулировать цены можно различными методами, например, увязать с налогообложением, то есть контролировать сверхприбыль. Без этого всё равно будет идти неэффективное ценообразование. Если будет налогообложение на сверхприбыль никакой контроль со стороны Министерства здравоохранения не понадобится. Правила и методика ценообразования по другим продуктам есть. При этом мы сохраним рыночные отношения. А также необходимо проработать вопрос льготы аптекам, которые обслуживают сельское население. Внедрение регулирования без цифровизации не будет прозрачным».

Павел Изотов (г. Алматы) предложил исключить из схемы регулирования цен на дешевые препараты, стоимостью до 500 тенге, по опыту России. Внедрение регулирования на препараты, стоимость которых ниже 100 рублей, привело к их вымыванию из рынка.

Вице-министр здравоохранения Ляззат Актаева отметила, что Министерство здравоохранения РК открыто к диалогу с бизнесом. И предложила один раз в неделю на площадке НПП РК обсуждать актуальные вопросы здравоохранения. Завершая совещание, Якупбаева отметила: «По результатам видно, что многие вопросы предпринимателей на площадке «Атамекен» решаются благодаря совместным усилиям НПП РК и Министерства здравоохранения РК. Но остались открытыми некоторые вопросы, которые планируем обсудить в будущем: надо четко определить - что такое Ex works цена? Механизмы ее мониторинга. Как государственный орган будет контролировать цены, которые представлены иностранными предпринимателями? Как предотвратить вымывание дешевых препаратов? Также необходимо сохранить аптеки в селах. Вместе с тем, нужно внедрить цифровизацию, начиная с городов. А также решить вопросы обучения фармацевтов для эффективного внедрения стандарта надлежащей аптечной практики».

Источник: Казахстанский фармацевтический вестник