Совет по противодействию коррупции и теневой экономике Национальной Палаты Предпринимателей "Атамекен" даже не успел толком повозмущаться наличием чреватой коррупцией нормой о порядке регистрации цен на лекарства по госзакупу, как министерство здравоохранения объявило об ее упразднении.
АСТАНА, 16 ноя – Sputnik. Редкий случай произошел на заседании совета по противодействию коррупции и теневой экономике при Национальной палате предпринимателей (НПП) "Атамекен" в четверг: не успел глава этой структуры Каирбек Сулейменов покритиковать министерство здравоохранения и социального развития за механизм регистрации цен на лекарства, закупаемые в рамках госзакупок, как представители последней заявили о скором упразднении бюрократической волокиты в этом вопросе.
Борьба с коррупцией в Казахстане – давняя излюбленная народная забава (вернее – излюбленная забава слуг народа), которую надо вести с толком, с чувством, с расстановкой. Со слезами и раскаянием противной стороны, которую в коррупции изобличают.
Так было испокон веков, однако в четверг председатель совета по противодействию коррупции и теневой экономике при НПП "Атамекен" Каирбек Сулейменов изменил традиции. В начале заседания он предупредил участников, что совет крови министерства здравоохранения и единого дистрибьютора лекарственного закупа "СК-Фармация" (на заседании рассматривался вопрос об ограничении конкуренции в этой сфере) не жаждет, а предлагает найти разумные компромиссы по всем проблемам, поднятым предпринимателями. Собравшиеся словам Каирбека Шошановича вняли бесприкословно (да и кто не внял бы столь явственному призыву экс-командующего внутренних войск и экс-главы МВД?). В результате выяснилось, что снятие потенциально порождающих коррупцию норм и механизмов может проходить, в принципе, без сериальных крови и слез даже у нас. Регистрацию зарегистрируют как госуслугу Одним из навязших в зубах у производителей и поставщиков лекарственных препаратов в Казахстане является процесс регистрации цены на лекарственные препараты, закупаемые единым дистрибьютором для дальнейшего распространения по больницам. Дело даже не в утверждении каких-то предельных цен, ограничивающих маржу предпринимателей: по словам члена Совета – мажилисмена Ивана Клименко, дело в том, что регистрация цены, которую осуществляет, по факту, государство, в реестр государственных услуг не вошла. И, соответственно, не имеет правового регулирования. Иными словами, нет утвержденной кальки ценообразования на тот или иной препарат или медтехнику.
А это дает простор для чиновничьей фантазии – в одном случае под нужного производителя можно регулируемую цену понизить, в другом, наоборот, задрать. Конкретных примеров на заседании не приводилось, но за ними, при желании, наверняка и дело бы не стало: нашему чиновнику дай калитку, он моментом наладит сквозное движение через нее. Однако ж Минздрав оказался настолько готов к этой претензии, что приятно удивил даже экс-министра внутренних дел.
"Да, сейчас у нас регистрация цены проходит в три этапа. Неоднократно обсуждался этот вопрос, и мы сейчас будем включать эту функцию в реестр государственных услуг для того, чтобы некоторые связанные с ней форс-мажоры были устранены", — сообщила руководитель управления комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности МЗСР Зауреш Мушанова. Глава антикоррупционной структуры НПП, похоже, ушам своим не поверил: "Я что-то мало что понял: регистрация упразднена будет вообще?", – переспросил Сулейменов. "Упразднена будет", — заверила повторно Мушанова. "Нет, правда, серьезно?!", – продолжал не верить Сулейменов. – "Это будет революция, когда готовился доклад, это был узловой вопрос обсуждаемой темы", — признал он, что остальные претензии к системе госзакупок не столь значительны. Его, правда, несколько поправил заместитель Генерального прокурора Андрей Кравченко, который заметил, что разработка унифицированных механизмов по закупу лекарств – это хорошо, но в больницах потребна еще и медицинская техника, цены на которую тоже было бы неплохо утверждать по общепринятым лекалам. "Отсутствие единого стандарта составления технической спецификации медтехники дает возможность прописать организаторам тендера параметры под определенную модель, что делает закупки неконкурентными, — заявил Кравченко. — Мы в этой связи предлагаем уполномоченным органам проработать вопрос создания единых требований к формированию технического задания по закупкам медицинской техники, что позволит обеспечить прозрачность закупок". А депутат мажилиса Иван Клименко, готовивший доклад совета, не удержался, и в комментариях журналистам все-таки проехался по сработавшему на упреждению Минздраву. "Одна из ключевых проблем связана со снятием барьеров и ограничений участия предпринимателей в государственных закупках. Одно из таких странных ограничений – это отклонение предпринимателей, связанное с регистрацией цены, и сейчас министерство здравоохранения и социального развития говорит: ну, да, мы могли бы это устранить, в принципе, и вроде как это и не сильно нужно было", — не без сарказма заметил мажилисмен. Дайте денег из бюджета на предоплату! А вот еще один животрепещущий для отечественных производителей вопрос – вопрос предоплаты за лекарства в рамках госзакупа – ни Минздрав, ни СК-Фармация – решить сами не в состоянии. Поскольку тут нужна воля правительства и тех самых народных избранников, которые недостатки в их деятельности столько времени выискивали. Вопрос о предоплате поднял президент объединения юридических лиц "Ассоциация производителей фармацевтической и медицинской продукции Казахстана "ФармМедИндустрия Казахстана" Серик Султанов. По его словам, в настоящее время производители работают в долг: выигрывают тендер у СК-Фармация под определенный объем поставок лекарств, потом влазят в кредит для того, чтобы этот объем произвести. Потому что СК-Фармация расплачивается не наперед и даже не сразу по факту поставки, а через время после ее осуществления. Но тут выяснилось, что единый дистрибьютор в этом вопросе – сам структура подневольная. Подневольная бюджетам, в основном, местным: пока те со своими больничками не расплатятся, чтобы те, в свою очередь, расплатились с СК-Фармацией, последней денег взять неоткуда. "Суть вопроса в том, что проект бюджета на 2017-19 годы утвердится, потом маслихаты "посадят" деньги, потом уже поступят деньги в больницы", — пояснил управляющий директор Серикбол Мусинов. "Мы уже на 2017 год закупили лекарства и дали возможность производителям от 4 до 6 месяцев произвести эти препараты в зависимости от сложности препарата. Договора с больницами мы заключим в январе, когда у них бюджет "посадит" деньги, у нас нет бюджета, мы готовы производить предоплату хоть 30, хоть 50%, если нас капитализирует государство через бюджет – но этого, конечно, не произойдет. В то же время на уровне министерства по инвестициям и развитию создается большая межведомственная группа, и мы готовы этот вопрос обсуждать, и мы поддержим эту проблему, если правительство и парламент решат эти вопросы законодательно", — заверил он. В итоге это предложение Каирбеком Сулейменовым было включено в число тех, что будут дальше обсуждаться советом НПП на уровне правительства и парламента. А заместитель Генерального прокурора Андрей Кравченко все же напомнил руководству Минздрава о необходимости проведения госзакупок в электронном формате, что снизит влияние человеческого фактора. "Кроме того, выведение правоотношений в этой сфере из поля законодательства "О госзакупках" привело к тому, что лекарственный закуп остался без государственного контроля. Отсутствует фактически уполномоченный государственный орган, который, так или иначе, влияет на эти закупки. Конечно, министерство здравоохранения и социальной защиты в данном случае может не согласиться, какое-то влияние они оказывают, но, тем не менее, понятно же, о чем речь", — сказал Кравченко. Но в целом признал, что СК-Фармация в целом поставленные перед ней задачи реализует, и реализует "надлежащим образом". Так выяснилось, что с создающими условия для коррупции реалиями в стране бороться можно без шума, пыли, крови и стенаний министерств и ведомств…