Представляем вашему вниманию публикацию из серии аналитических обзоров
Единого дистрибьютора ТОО «СК-Фармация»
в рамках Национального проекта «Здоровье нации»
Здоровье нации и доступность здравоохранения являются основополагающими приоритетами нашего государства. Многие страны стремятся улучшить предоставление услуг здравоохранения для населения посредством широкого диапазона проводимых в этой сфере реформ, а также мероприятий, направленных на улучшение качества оказываемой медицинской помощи. Казахстан не стал исключением.
Полная трансформация системы здравоохранения не может рассматриваться без перезагрузки системы обеспечения медицинских учреждений современным диагностическим и лечебно-профилактическим оборудованием.
На сегодняшний день развитие технологий достигло больших высот, как в плане лечения, так и в плане ранней диагностики заболеваний. Ранняя диагностика способствует в свою очередь движению системы здравоохранения в сторону развития превентивной медицины.
Для качественного лечения пациентов, необходимо создание благоприятных условий оснащения медицинских учреждений современным диагностическим и лечебно-профилактическим оборудованием путем эффективного функционирования рынка медицинской техники и наличия перечня добросовестных поставщиков.
Конечная цель — эффект, который увидят пациенты, а это самый главный KPI всей отрасли.
В ходе выступления на расширенном заседании правительства одной из тем речи Главы государства была посвящена проблемам в сфере здравоохранения. В частности, он подчеркнул необходимость коренным образом пересмотреть систему закупа медтехники.
«Это большая проблема, поскольку данная сфера является высококоррупциогенной. Регионами системно завышаются сметы и цены на оборудование, тратятся огромные деньги на его сервисное обслуживание. Поэтому поручаю правительству перейти на централизованный закуп медицинской техники на базе «СК-Фармация», - заявил Президент.
ПРОБЛЕМЫ СФЕРЫ ЗАКУПОК МЕДИЦИНСКОЙ ТЕХНИКИ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ И ЦЕНОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ТЕХНИКОЙ:
ВЫСОКАЯ КОРРУПЦИОГЕННОСТЬ
В соответствии с Правилами закуп лекарств и медизделий осуществляется с соблюдением в том числе принципов оптимального и эффективного расходования денег, используемых для закупа, предоставления потенциальным поставщикам равных возможностей для участия в процедуре проведения закупа, добросовестной конкуренции среди потенциальных поставщиков. Формальное отношение или не соблюдение данных принципов приводит в высокой коррупциогенности системы обеспечения медтехникой.
Достаточно часто медорганизации хотят приобрести конкретную медтехнику конкретного производителя и при этом устанавливают все возможные требования (характеристики), уменьшающие вероятность получения медтехники иного производителя. Данная «заточка» под продукцию конкретного производителя приводит к высоким коррупционным рискам системы обеспечения медтехникой.
В результате, чтобы избежать ограничения конкуренции в результате соответствия описания объекта закупки товару единственного производителя, при подготовке технических спецификаций Министерством здравоохранения были приняты Правила выдачи экспертного заключения на соответствие характеристик технической спецификации для закупа медтехники, которые должны обеспечить соответствие характеристик технической спецификации на закуп медтехники не менее двум моделям разных производителей.
Особого внимания заслуживает проблема незащищенности врачей и медицинского персонала. Увеличилось количество уголовных дел, возбужденных против медицинского сообщества за закуп медоборудования по завышенной цене. Уголовные дела, заведенные на бывших руководителей Мангистауского УЗ с осуждением на 3,5 года за закуп передвижного рентгеновского аппарата по завышенной цене, а также на 8 лет экс-главврача одной из больниц Акмолинской области за закуп бывших в употреблении, без гарантии, снятых с производства ИВЛ и наркозных аппаратов - явное тому подтверждение. Недальновидность и недостаточное владение информацией со стороны руководства как местных органов управления здравоохранением, так и главных врачей больниц регионов создают благоприятную среду для формирования мнения у проверяющих органов о благоприятной коррупциогенном фоне в сфере здравоохранения.
СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ:
НЕДОСТАТОЧНОСТЬ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
Согласно данных государственного реестра лекарств и медизделий отечественных товаропроизводителей медтехники на сегодняшний день насчитывается около 40 компаний.
В основном производится не сложное медицинской оборудование, такое как медицинская и функциональная мебель, облучатели рециркуляторы и другие не сложные устройства. Другими словами, отечественные производители медтехники Казахстана, в основное массе, представлены лишь отверточной сборкой оборудования из комплектующих, поставляемых чаще всего из Китая. Если отмечать производителей сложной и наукоемкой медтехники, то таких производителей единицы (АО «Актюбрентген», ТОО «Qazmedpribor», ТОО «ОралМедРегион»).
Немаловажно отметить, что в обществе, в целом наблюдается недоверие к отечественной медтехнике. Медицинские работники, прежде всего, боятся низкого качества отечественного медицинского оборудования, даже если и медтехника не давала явных поводов для этого. Тем самым создается предвзятое отношение к отечественному медпрому. Очевидно, что предпочтения медицинских работников сводятся к продуктам мировых брендов, с которыми сравнивается отечественная медтехника. Изменение кривой на шкале отрицательных значений отношения врачей к качеству нашей медтехники в сторону положительно направленного графика – один из вызовов, стоящих перед системой здравоохранения Казахстана.
НЕДОСТАТОЧНОСТЬ ОСНАЩЕННОСТИ МЕДТЕХНИКОЙ
Решение проблем несовершенства нормативной базы по закупу медоборудования далеко не единственная задача, требующей решения в этой сфере.
В соответствии с поручением Главы Государства в 2021 г. Министерством здравоохранения была проведена масштабная работа по подготовке к модернизации сферы здравоохранения, в рамках которой была проведена инвентаризация имеющегося парка медтехники, по итогам которой уровень оснащенности медтехникой организаций здравоохранения составил 82%, а уровень износа – 49%.
НЕ ЭФФЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАКУПА
Также возникает много вопросов к планированию и организации закупа медицинской техники, что проявляется на местах проведением закупа на бумажных носителях, закупа идентичной медицинской техники с существенной разницей в цене, отсутствие усреднений технических спецификаций между аналогичными моделями на закуп медицинской техники.
ОТСУТСТВИЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ МЕТОДИКИ И ОБОСНОВАННОСТИ ТЕХНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК
Как и в любом закупе в системе обеспечения медицинской техникой подготовка описания объекта закупки является одним из наиболее сложных процессов при ее осуществлении. При этом досконально регламентировать этот процесс не представляется возможным, учитывая многообразие объектов закупок (от электрокардиографа до линейного ускорителя).
Таким образом, для реализации задачи по совершенствованию системы обеспечения медицинской техникой необходимо разработка соответствующей методики (стандартов или ГОСТов) по подготовке технических спецификаций закупаемой медицинской техники. Указанные документы должны быть разработаны исходя из принципов обоснованности технических характеристик, а также возможности их проверки на соответствие товара установленным в технической спецификации требованиям на этапе приемки.
Принцип эффективности расходования выделяемых денежных средств на закуп медицинской техники напрямую связан с обоснованностью запрашиваемых технических характеристик, то есть закупаться медицинская техника должна с такими характеристиками, которые обоснованно необходимы для достижения заданных результатов и не приводят к закупке товаров с избыточными свойствами. Следовательно, каждое требование в технической спецификации должно быть обосновано реальной потребностью заказчика.
Также при подготовке технических спецификаций следует избегать указания характеристик, которые не могут быть на практике подтверждены на этапе приемки товара в медицинской организации, указания на которые также отсутствуют в соответствующих документах, в том числе из открытых источников, таких как сертификаты, декларации, регистрационные удостоверения или инструкции по применению.
НЕДОСТАТОЧНОСТЬ ФИНАНСОВЫХ ВЛИВАНИЙ СО СТОРОНЫ БЮДЖЕТА
Кроме проблемы недостаточной оснащенности медицинской техникой, необходимо обратить также внимание и на другие проблемы, касающиеся недостаточности финансовых вливаний со стороны бюджета (затраты на инфраструктуру, подготовка кадров, поддержание работоспособности парка медицинского оборудования), а также отсутствие доступных механизмов лизинга медтехники.
НИЗКАЯ СИСТЕМА СЕРВИСНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Совершенствование системы сервисного обслуживания медицинской техники остается одним из актуальных вопросов сектора здравоохранения, и его значение с каждым годом возрастает в связи с увеличением оснащенности медицинских организаций все более дорогостоящим наукоемким медицинским оборудованием, новыми экономическими условиями, а также повышения ответственности за безопасность пациента и качество оказываемых медицинских услуг в условиях медстрахования.
Некачественное сервисное обслуживание может, наоборот привести к неисправности функционирования аппарата, поломкам оборудования, неправильной эксплуатации, ухудшению заводских параметров, что в свою очередь создает риск причинения вреда жизни и здоровью пациентов, неправильной диагностике и угрозы безопасности пациентам и сотрудникам медицинского учреждения.
До 1992 года функционировала система региональных государственных предприятий «Медтехника», которая выполняла техническое обслуживание и ремонт. Однако позднее финансирование, выделяемого на закупку медтехники и услуг по ее сервису, снизилось и функционирование этой системы было нарушено. Это привело к тому, что система региональных государственных предприятий перестала существовать, а техническое обслуживание медтехники в учреждениях здравоохранения в постгарантийный период осуществляют на основе договора с сервисными подразделениями предприятий-изготовителей медтехники, либо просто с сервисной организацией, а также с помощью собственной технической службой медицинской организации.
Недостаточное финансирование сервиса, а также отсутствие в тарифах на ГОБМП и ОСМС соответствующих расходов приводит к финансированию по остаточному принципу. Если медоборудование простаивает – он приносит убытки.
ОТСУТСТВИЕ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОМПЛЕКТУЮЩИХ И ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ
Применение некачественных, неоригинальных комплектующих и запасных частей может привести к потере точности измерений и диагностики, сокращению ресурса эксплуатации за счет повышенного износа. Например, при несвоевременной замене рентгеновской трубки рентген аппарата возникает более сильное излучение, что приводит к облучению пациента и медицинского персонала. При расстроенном, неотрегулированном физиотерапевтическом аппарате пациент может получить ожог поверхности кожи или удар электрическим током. При не откалиброванном и не поверенном анализаторе полученные результаты исследования могут быть искажены, а врач рискует неправильно поставить диагноз и выбрать неправильную тактику лечения.
Некачественное техническое обслуживание от сомнительных сервисных компаний, выигравших конкурс предложенной меньшей стоимостью обслуживания, может привести к поломкам, для устранения которых потребуются уже огромные средства.
Отсутствие качественного сервисного обслуживания медицинской техники, длительность процесса поставки запасных частей приводит к простаиванию закупленной дорогостоящей медицинской техники, и как следствие к неоказанию своевременной медицинской помощи населению в полном объеме и убыткам страны.
ВИДЕНИЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
Осуществить централизацию закупа медтехники на базе ТОО «СК-Фармация» по примеру закупа лекарств и медизделий, планируемой к осуществлению в два этапа.
Разработка Национальной программы оснащения медицинских организаций на 5-летний период, которая призвана обеспечить достижение следующих целей:
ПОЧЕМУ НА БАЗЕ ЕДИНОГО ДИСТРИБЬЮТОРА ТОО «СК-ФАРМАЦИЯ»?
НАЛИЧИЕ ОПЫТА - Первый и очевидный аргумент — это наличие опыта в централизованных закупках лекарственных средств и медицинских изделий, возможность заключения долгосрочных договоров поставки с поставщиками, имеющими намерение на создание или модернизацию производства медицинских изделий, механизм заключения договоров с заказчиками контрактного производства.
КОНСОЛИДАЦИЯ ОБЪЕМА И ЭКОНОМИЯ БЮДЖЕТА - централизация закупки и консолидация объема потребности со всех регионов, что позволяет обеспечить экономию бюджетных средств, унификация технических заданий на закуп, обеспечивающей реальную конкуренцию между игроками при закупе и проведение переговоров по снижению цены с победителями.
Единая дистрибьюция консолидирует объём для порядка 2 000 медорганизаций страны.
ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ - У системы единой дистрибьюции медицинских продуктов есть эффективные механизмы для снижения цены:
Безналоговые лекарственные препараты закупаются без посредников напрямую у самих заводов-изготовителей, а также через международные организации. Из закупочной цепи исключается посредник. В 2022 году экономия только по контрактам в рамках закупа напрямую у производителя составила около 5,1 млрд. тенге.
Наибольшее снижение стоимости достигается благодаря аукциону на понижение цены, который проводится на электронной площадке единого оператора. Именно этот этап по результатам серьезной конкурентной борьбы между поставщиками обеспечивает львиную долю экономии бюджетных средств через закупочные процедуры.
Всего, за годы существования единой системы в лице ТОО «СК-Фармация», было сэкономлено более 185,9 млрд. тенге бюджетных средств.
ИЗУЧЕНИЕ ТЕМАТИКИ И УСПЕШНЫЕ КЕЙСЫ
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ КЕЙСЫ И ОПЫТ НЕКОТОРЫХ СТРАН СНГ
ОПЫТ КАЗАХСТАНА – изучены опыт Карагандинской и Восточно-Казахстанской областей, а также АО «КазМедТех», из которых извлечены полезные кейсы в области медтехники.
Карагандинская область – изучен кейс по реализации проектов государственно-частного партнерства (ГЧП), в рамках которых были оснащены 13 медицинских организаций области тяжелой медтехникой (КТ, МРТ), аппаратами УЗИ экспертного класса, офтальмологическим оборудованием и аппаратом гемодиализа. При этом, были использованы следующие механизмы закупа: (1) Финансовый лизинг с возмещением лизинговых платежей из различных источников финансирования (РБ, МБ, собственные средства); (2) Медицинская техника в рассрочку из средств местного бюджета; (3) ГЧП проект - инвестиционные проекты для дорогостоящей медтехнике.
Восточно-Казахстанская область - изучен кейс по реализации мероприятий по комплексной модернизации и оснащения всего региона.
В рамках реализации проекта проведена модернизация следующих блоков: Приемный покой (система TRIAGE); Операционный блок; Реанимация (взрослая и детская); Родильный блок (перевод на II уровень родовспоможения); Онкология (Центр онкологии и хирургии); Службы крови; Симуляционный центр; Реабилитация (курорт Алтай).
Всего в области была проведена модернизация и оснащение медтехникой на общую сумму 9 925,4 млн.тг.
АО «КазМедТех» - действующая система проведения экспертизы и сервисного обслуживания медтехники была заложена на базе АО «КазМедТех» еще в 2010 году, когда состоялся переход Казахстана на лизинговую систему закупки медтехники под 5% на 3 года.
В основе лизинга лежала долгосрочная аренда медтехники с правом выкупа, которая давала возможность принятия гибких решений в случае, когда требуются большие финансовые вложения.
При этом, стопроцентного участия государства в деятельности АО «КазМедТех» осуществлялась основная задача эффективного использования медицинскими организациями приобретенной в лизинг медтехники путем мониторинга использования медтехники, а также оказания поставщиками гарантийного сервисного обслуживания в течение 37 месяцев и далее на весь срок лизинга.
В ИНЫХ ОТРАСЛЯХ - Были отмечены положительные тренды применения процессов централизации в других сферах - сельскохозяйственной отрасли, строительной сфере, национальных компаниях (примеры Самрук Казына и «Казахстан инжиниринг»).
К примеру, в нацкомпаниях внедрена система централизации определенных функций, в т.ч. и управление закупками/снабжение, путем создания общего центра обслуживания (ОЦО). Таким образом, ОЦО делает возможным централизацию таких процессов как бухгалтерский, налоговый и управленческий учет, казначейство, управление персоналом, одновременно позволяющую снизить административные расходы без ущерба деятельности отдельных предприятий.
ОПЫТ УЗБЕКИСТАНА - Интересен также опыт Узбекистана в области централизованной закупки. В соответствии с Законом РУ, регламентирующим данную сферу, - бюджетные заказчики обязаны осуществлять закуп товаров, работ и услуг через: электронный магазин, аукцион на понижение стартовой цены (в электронной форме), конкурс, тендер, государственную закупку у единого поставщика.
Экспертиза закупочной документации осуществляется ГУП «Центр комплексной экспертизы проектов и импортных контрактов при Национальном агентстве проектного управления при Президенте». ООО «O’zmedimpeks» является структурным подразделением Министерства Здравоохранения Республики Узбекистан, которая осуществляет централизованный закуп.
ОПЫТ БЕЛОРУССИИ - Также стоит отметить опыт Республики Беларусь. В ходе организации и проведения процедур государственных закупок организатором могут привлекаться эксперты для консультаций, в том числе при объединении заявок на закупку медицинских изделий при централизации государственных закупок.
Закуп проводит единый организатор закупок медтехники и ИМН (изделия медицинского назначения) для учреждений здравоохранения РБ - Производственно-торговое республиканское унитарное предприятие «Белмедтехника». В структуру УП «Белмедтехника» входят пять дочерних предприятий, расположенных в городах: Барановичи, Витебск, Гомель, Гродно, Могилев. Имеется собственная сеть специализированных розничных магазинов, насчитывающая более 120 объектов, расположенных в более чем 70 населенных пунктах страны. Общая численность работников – более 900 человек.
ЗАРУБЕЖНАЯ ПРАКТИКА
Зарубежный опыт импортозамещения в основном заключается во всесторонней поддержке отечественных производителей (льготные ставки по кредитам, финансовая помощь инновационным предприятиям), а также в установлении жесткой системы получения сертификатов, допускающих выход иностранных производителей на внутренний рынок.
Изучен опыт передовых стран, в частности США, Малайзии, ОАЭ, Кореи, России, Австралии, стран Европейского союза, Японии.
Анализ мировой практики закупок показывает, что централизованный закуп как важная социальная функция в мире осуществляется, как правило, организациями, являющимися частью или связанными с уполномоченными органами в сфере здравоохранения. В Аргентине, Индии, Новой Зеландии, Эстонии централизованный закуп на государственном уровне осуществляется министерством здравоохранения.
В референтных моделях, схожих с РК по ряду важных критериев, централизованный закуп осуществляется государственными структурами или агентствами по закупу, подчиняющимся государственным структурам.
В АВСТРАЛИИ централизованный закуп медикаментов и медизделий осуществляется Агентством по закупу, подчиняющимся Управлению здравоохранения Австралии.
В ДАНИИ - Агентством по закупу, подчиняющимся региональным органам власти, как и в Норвегии.
В СЕРБИИ - Национальным Фондом обязательного медицинского страхования, подчиняющего государству.
В Саудовской Аравии - Агентством по закупу, финансируется за счет государственного бюджета и сгенерированной агентством прибылью благодаря наценке.
В США – фарм и мед дистрибьюторами, являющимися лидерами мирового опта — McKesson, AmerisourceBergen и Cardinal Health консолидировали более 90% продаж американского рынка и около 45% продаж всей медицинской продукции в мире.
McKesson – основные направления деятельности фармацевтическая дистрибуция (поставка фармацевтических препаратов более чем 40 000 клиентов), а также поставка медико-хирургических принадлежностей и медицинской техники. Каталог компании включает в себя более 150 00 наименований товаров, в том числе собственную линейку продукции медицинских изделий.
AmerisourceBergen – осуществляют услуги оптовой и специализированной дистрибуции лекарственных средств и медицинских изделий. Кроме США работает ещё в 10 странах, в основном в Европе (Великобритания, Испания, Турция, Чехия, Литва, Франция, Нидерланды, Норвегия, Румыния и Египет).
В БОЛГАРИИ государственные закупки осуществляет одно ведомство — Агентство государственных закупок, которое отвечает за закупочные функции на национальном, региональном и муниципальном уровнях.
В ВЕЛИКОБРИТАНИИ - централизованным снабжением и работой с рамочными соглашениями занимается Агентство по закупкам и снабжению Национальной службы здравоохранения. Область его деятельности связана исключительно с Национальной службой здравоохранения (около 500 организаций заказчика). В Великобритании крупнейший покупатель медицинского оборудования, финансируемая государством Национальная служба здравоохранения (NHS), обеспечивает примерно 85% медицинского обслуживания страны.
ПОЛЬСКАЯ модель централизации предусматривает, что одно ведомство — Управление государственных закупок — уполномочено работать на национальном уровне.
РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ - в стране создано и функционирует специализированное ведомство — Центральное Агентство государственных закупок (далее — Агентство). В его полномочия входит осуществление закупок товаров, работ и услуг за счет средств бюджета для нужд государственного сектора управления. Агентство обслуживает и управляет системой The Korea ON-line E-Procurement System (далее — KONEPS) которая предоставляет электронный доступ к государственным закупкам всем заинтересованным поставщикам (участникам закупок) в режиме реального времени.
Pure Health – одна из ведущих в компаний в ОАЭ, которая управляет сетью больниц, медицинских лабораторий и осуществляет групповые закупки медикаментов и медизделий для собственных клиник (GPO - Group Purchasing Organisation / ОГЗ - Организация групповых закупок). Данный механизм предусматривает возможность поставщикам использовать несколько каналов закупок для обеспечения гибкости процесса, а также полного контроля Pure Health над процессами заказа и оплаты.
Philips, GE Healthcare – проведена работа в части изучения и обмена опытом по вопросам локализации производства медицинской техники, в том числе обсуждены вопросы по закупу медицинской техники напрямую у производителей с использованием механизма контрактов жизненного цикла, а также осуществлены визиты на локализованные производства медицинского оборудования компаний Philips, GE Healthcare на территории СНГ.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ООН - Закупки в Организации объединенных наций (ООН) и, соответственно, организациях, функционирующих под эгидой ООН (в числе которых ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения), проводятся через электронный ресурс UNGM (The United Nations Global Marketplace) – ГРООН (Глобальный рынок Организации Объединенных Наций). Поставщики могут зарегистрироваться на портале, заполнив соответствующие данные, и участвовать в конкурсных процедурах.
ГРООН – это электронный портал закупок системы ООН. Он объединяет сотрудников ООН по закупкам и сообщество поставщиков, заинтересованных в ведении бизнеса с ООН. Закупки в рамках ГРООН представляют собой глобальный рынок с годовым оборотом более 14 миллиардов долларов США для всех видов товаров и услуг.
Основные функции UNGM заключаются в следующем:
- Обеспечить поставщиков централизованным и уникальным процессом регистрации на портале для 29 организаций ООН (в т.ч. и ВОЗ);
- Предоставление поставщикам и обществу доступа к возможностям закупок ООН и заключению контрактов;
- Распространять соответствующую информацию о закупках ООН и рыночную информацию ООН.
UNGM также поддерживает правительственные организации по содействию торговле в продвижении возможностей закупок ООН в их бизнес-сообществе.
Также на базе ООН функционирует платформа Doing Business with UN, посредством которой организациями ООН проводятся виртуальные бизнес-семинары, на которых поставщики могут получить полезную информацию о том, как начать бизнес с ООН. Платформа призвана облегчить охват более широкой аудитории по сравнению с традиционными бизнес-семинарами.
Международные семинары по закупкам (IPS - International Procurement Seminars), также известные как межведомственные бизнес-семинары, дают возможность покупателям и поставщикам ООН встретиться лично и проводить встречи один на один между покупателями и поставщиками ООН.
ПРИНЦИПЫ ЗАКУПОК, КОТОРЫМИ РУКОВОДСТВУЕТСЯ ВОЗ:
- Экологическим факторам: смягчение последствий изменения климата и адаптация к ним; предотвращение загрязнения; устойчивые ресурсы; защита окружающей среды и биоразнообразия.
- Социальным факторам: права человека; трудовые права; гендерное равенство; разнообразие поставщиков; инклюзивность и доступность для людей с ограниченными возможностями; устойчивое потребление; социальное здоровье и благополучие. ВОЗ поощряет различных поставщиков к участию в ее тендерных возможностях, включая предприятия, принадлежащие женщинам (WOB - Women on Board), поставщиков с учетом интересов инвалидов и других разнообразных поставщиков, например, предприятия, принадлежащие молодежи (YOB - Youth on Board), или предприятия, принадлежащие коренным народам или группам LGBTQI+.
- Экономическим факторам: расчет стоимости всего жизненного цикла; местные сообщества и микро-, малые и средние предприятия; устойчивость цепочки поставок.
ЛОКАЛИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА И ОПТИМАЛЬНЫЙ ВЫБОР БРЕНДОВ
Дальнейшее развитие централизованного закупа медицинской техники должно постепенно трансформироваться в систему комплексного оснащения по приоритетным направлениям, с разработкой механизмов заключения долгосрочных договоров на условиях локализации контрактного производства, контрактов жизненного цикла медицинской техники.
ПРЕИМУЩЕСТВА ЛОКАЛИЗАЦИИ – локализация производства в стране имеет следующие преимущества: (1) более чуткое понимание потребностей и нужд медицинских организаций в необходимой медтехнике; (2) создание новых рабочих мест в стране; (3) создание продуктов, которые соответствует спросу и специфике отечественного рынка (понятный интерфейс, понятный язык и др.); (4) строительство современных производственных площадок; (5) возможность обучения собственных инженеров по медтехнике на локализованных производственных базах.
Крупными игроками авиационной, транспортно-логистической, сельскохозяйственной отраслей также приветствуется ориентированность на оптимальные бренды при локализации производства/эксплуатации.
В линейке продуктов каждого бренда всегда присутствует оптимальный вариант, сочетающий в себе оптимально необходимую комплектацию и набор функций, который соответствует требуемым условиям и задачам. Условно их можно назвать «рабочими лошадками». Такие «лошадки» способны выполнять функционал, поддерживая качество не ниже требуемого уровня.
БРЕНДЫ - Применение подхода оптимального выбора брендов ведущих мировых производителей должен быть применен и при масштабном оснащении медицинской техникой в РК, в том числе с учетом локализации/контрактного производства и внедрения этапа предквалификационного отбора.
Концентрация усилий на определенном перечне производителей медицинской техники позволит с учетом общереспубликанской потребности в обновлении парка медицинской техники выдвигать производителям условия по локализации производства, открытию сети сервисных центров и складов запасных частей (не только в гг. Нур-Султан и Алматы), позволит снизить цену за счет консолидации закупа на саму медицинскую технику, а также на сервисное обслуживание, ремонт, обучение.
Примером выбора оптимального набора эксплуатируемых брэндов в авиационной отрасли, например, выступает АО «Эйр Астана», которая имеет в наличии самолетную технику производства Airbus, Boeing, Embraer. Что обеспечивает возможность формирование стоков запасных частей и компонентов, обучение специалистов эксплуатирующих и обслуживающих технику.
ЛОКОМОТИВЫ - Примером успешной реализации локализации производства в РК и выбора стратегического партнера является открытие локомотивосборочного завода в г. Нур-Султан совместно с ведущим производителем железнодорожной техники General Electric Transportation (GETS). На базе созданного совместного предприятия АО «Локомотив құрастыру зауыты» осуществляется выпуск двух видов тепловозов (грузовой и пассажирский).
Другим примером локализации производства в области железнодорожного транспорта является открытие в г. Нур-Султан ТОО «Электровозосборочный завод», осуществляющий выпуск электровозов KZ8A и KZ4AT разработанных французской компанией ALSTOM TRANSPORT в соответствии с техническим заданием АО «Национальная компания «Казахстан Темир Жолы».
КЕЙСЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНТРАКТОВ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА (КЖЦ)
ОПЫТ МОСКВЫ - На территории СНГ отмечается положительный опыт в столице РФ, где заключаются контракты жизненного цикла в сфере здравоохранения с конца 2019 года. Механизм оказался широко востребованным среди производителей медтехники, и менее чем за два года с ними подписано более 100 контрактов на сумму свыше 80 млрд рублей. Только в прошлом году по результатам конкурсов заключено 45 контрактов на общую сумму 23,1 млрд рублей. По ним в московские медучреждения поставят более 600 единиц новейших моделей медицинского оборудования.
В свою очередь, поставщики имеют не только технические возможности для производства необходимого городу оборудования, но и релевантный опыт в сервисе. Это важно при заключении контрактов жизненного цикла, поскольку они предполагают, что компании будут обеспечивать работоспособность техники в течение всего срока службы - в данном случае это 10-12 лет.
Такой механизм госзакупки позволяет медучреждениям использовать аппараты более эффективно, а городу - оптимизировать расходы на ремонт и обслуживание закупленного оборудования. Производители благодаря контрактам жизненного цикла обеспечивают загрузку своих производственных мощностей, а также получают стабильные доходы в течение всего срока контракта при условии добросовестного исполнения его условий. Кроме того, поставщики могут совершенствовать свои технологии, так как нередко требуется модернизация оборудования под условия заказчика.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ПО ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ
I ЭТАП: В 2022 Г.
ВНЕДРЕНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ЗАКУПА МЕДТЕХНИКИ СТОИМОСТЬЮ БОЛЕЕ 20 МЛН. ТГ. ЗА ЕДИНИЦУ, А ТАКЖЕ РАЗРАБОТКА И УТВЕРЖДЕНИЕ ПРОГРАММЫ ОСНАЩЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА 5-ЛЕТНИЙ ПЕРИОД.
На сегодняшний день внесены изменения в Правила организации и проведения закупа лекарств, медизделий и специализированных лечебных продуктов в рамках ГОБМП и (или) в системе ОСМС, фармацевтических услуг, утвержденных постановлением Правительства РК от 04.06.2021 года №375. Процедура закупа медицинской техники регламентируется главой 12 данных Правил.
Заказчики осуществляют закуп медицинской техники стоимостью свыше 20 млн. тг. за единицу путем подачи единому дистрибьютору посредством информационной системы единого дистрибьютора (https://portal.efis.kz/) заявки по форме, утвержденной уполномоченным органом в области здравоохранения, которая должна содержать:
1) перечень приобретаемой медтехники по форме, утвержденной уполномоченным органом в области здравоохранения;
2) техническую спецификацию по форме, утвержденной уполномоченным органом в области здравоохранения (при подготовке технической спецификации заказчик включает в нее параметры, влияющие на функциональное назначение медтехники, отсутствие которых ведет к невозможности применения по назначению);
3) экспертное заключение о соответствии характеристик технической спецификации на закуп медицинской техники не менее двум моделям разных производителей или отсутствии зарегистрированных в Республике Казахстан аналогов, выданное экспертной организацией.
9 июня 2022 года приказом Министра здравоохранения РК № ҚР ДСМ-50 были утверждены Правила выдачи экспертного заключения на соответствие характеристик технической спецификации для закупа медтехники. Согласно данным правилам для выдачи заключения, заявитель предоставляет в экспертную организацию:
1) заявление для выдачи заключения на соответствие характеристик технической спецификации для закупа медтехники не менее двух моделей разных производителей медицинской техники по установленной форме;
2) документы и материалы, содержащие сведения о технических характеристиках аналогичной медтехники в полном соответствии с данными государственного реестра лекарственных средств и медицинских изделий.
Экспертной организацией проводится сравнительный анализ функциональных параметров технической спецификации с техническими характеристиками не менее двух моделей разных производителей медтехники представленной заявителем и по итогам выдается заключение. Необходимо отметить, что при выдаче заключения учитываются материалы государственного реестра лекарств и медизделий и документы соответствующего регистрационного досье.
Проведение данного анализа на этапе подготовки к закупу обеспечит реальную конкуренцию между разными производителями медтехники на этапе аукциона и приведет к приобретению оборудования по справедливой цене.
На платформе Единой фармацевтической информационной системы (ЕФИС) Единого дистрибьютора разработан раздел «Заявка по централизованному закупу МТ», через которого проводится сбор заявок от Управлений здравоохранения страны. Несколько раз проведены обучения для сотрудников Управлений здравоохранений по части подачи заявок через данную платформу. После сбора и рассмотрения Единым дистрибьютором данные заявки будут выгружаться на веб-портал закупок АО «Центр электронных финансов» МФ РК (ЦЭФ), который интегрирован с ЕФИС порталом единого дистрибьютора, для проведения тендерных процедур. Автоматизация сбора заявок на платформе ЕФИС Единого дистрибьютора и проведение тендерных процедур на базе веб-портала закупок АО «ЦЭФ» МФ РК обеспечит полную прозрачность процедуры закупа, которая поспособствует на предотвращение коррупциогенных факторов.
Единым дистрибьютором был проанализирован опыт использования подобных систем в ряде стран (Турция, РФ, Корея) и сформулированы следующие требования к системе учета и контроля имеющегося парка медтехники (МТ):
- экспорт данных о медтехнике в ИС по МТ из программ бухгалтерского учета (для исключения погрешностей ручного ввода данных медицинским персоналом);
- автоматизированный расчет потребности в МТ;
- расчет эффективности использования МТ;
- контроль сервисного обслуживания МТ;
- модуль взаимодействия между медорганизацией и сервис-центром;
- создание ситуационного центра по МТ;
- интеграция в систему возможности передачи и обмена медицинской диагностической информацией (метаданные региональных PACS серверов для контроля работоспособности МТ, времени простоя).
На сегодняшний день Единым дистрибьютором осуществляется сбор информации от управлений здравоохранения регионов о потребности в медицинской технике на 5 лет. Анализ потребности и последующее утверждение республиканской программы оснащения медицинской техникой будет способствовать дальнейшей индустриализации Казахстана за счет локализации/контрактного производства медицинской техники ведущими мировыми производителями в кооперации с отечественными производителями медицинской техники.
II ЭТАП: С 2023 Г.
ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЙ ЗАКУП МЕДТЕХНИКИ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО ОСНАЩЕНИЯ ПО ПРИОРИТЕТНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ, РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМОВ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОЛГОСРОЧНЫХ ДОГОВОРОВ НА УСЛОВИЯХ ЛОКАЛИЗАЦИИ/КОНТРАКТНОГО ПРОИЗВОДСТВА, КОНТРАКТОВ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА МЕДИЦИНСКОЙ ТЕХНИКИ В РК, ДЛЯ ЧЕГО НЕОБХОДИМО ПРЕДПРИНЯТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ШАГИ:
«Следует активизировать сотрудничество с глобальными фармкорпорациями. Важно привлекать инвесторов, обеспечить трансферт технологий и новейших разработок. Нужно расширить объем и номенклатуру оффтейк-контрактов с отечественными производителями. Долю лекарственных средств и медицинских изделий отечественного производства необходимо довести с имеющихся 17 до 50% уже в 2025 году», - поручил Президент.
ОТ ПЛАНА К ДЕЙСТВИЯМ
В РАМКАХ РАБОТЫ ПО ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ ЗАКУПА МЕДИЦИНСКОЙ ТЕХНИКИ ОСУЩЕСТВЛЕН РЯД МЕРОПРИЯТИЙ:
проведён сбор и анализ потребности в медтехнике на 2022 год от местных исполнительных органов и определен порог централизации закупа медтехники.
разработаны и приняты нормативно-правовые акты, регламентирующие централизованный закуп медтехники.
разработан модуль сбора заявок по централизованному закупу медтехники на базе Единой фармацевтической информационной системы (ЕФИС).
проведена работа по интеграции веб-портала закупок АО «ЦЭФ» МФ РК и модуля сбора заявок ЕФИС и проведено обучение специалистов управлений здравоохранения регионов по подаче заявок в ЕФИС на централизованный закуп медтехники.
детально изучен зарубежный опыт централизованных закупок, закуп на условиях КЖЦ и опыт локализации производства медтехники на примере компаний General Electric, Philips в РФ и в рамках работы по централизации закупа медтехники посещены производственные площадки отечественных товаропроизводителей медтехники: Казмедприбор, KazMedAspap, Актюбрентген, Aselsan. Изучен их потенциал по локализации.
подготовлены требования к разработке региональных программ оснащения медтехникой на 5 лет, проводится сбор и анализ потребности в медтехнике.
проведен анализ Информационной системы управления медицинской техникой РК и сформулированы требования по ее совершенствованию. Производство мед оборудования и расходных материалов открыты для инвестиций, и такие проекты получат полную поддержку со стороны государства.
инициированы меры по локализации производства медицинской техники в РК с использованием механизмов долгосрочных договоров, офтейк контрактов, лизинговых механизмов, контрактов «жизненного цикла». Развитие производства одна из ключевых задач, однако увеличение производства медтехники невозможно создать в краткосрочный период. В связи с этим локализация производства медтехники будет являться эффективным инструментом расширения производственных мощностей, модернизации, а также эффективного использования финансовых средств.
ведется предметная проработка вопросов локализации производства с крупными мировыми производителями Кореи, Японии, Европы и отечественными производителями медицинской техники. Единый дистрибьютор занимает активную позицию в развитии сотрудничества в области медико-фармацевтики с мировыми мейджорами отрасли. Так, в рамках мероприятий, проводимых для осуществления поддержки развития отечественного производства фармацевтической и медицинской продукции, Единый дистрибьютор выступает с инициативой обеспечить площадку для входа в страну крупных брендов от упаковки до полного цикла производства. Налаживание тесного сотрудничества с мировым медфармбизнесом имеет для Казахстана огромное значение.
проведены переговоры с зарубежными производителями медицинской техники по вопросам локализации производства, КЖЦ: Philips, Canon, General Electric, DRTech, Mindray, Lоwenstein, Roche Diagnostic. Также через МИД РК направлены запросы в штаб квартиры порядка 50 иностранным производителям медтехники с просьбой принять участие в переговорах.
проработано сотрудничество со швейцарской компанией Roche, и в рамках подписанного соглашения намечено сотрудничество на внедрение международного опыта и инновационных методик диагностики для раннего выявления заболеваний, их профилактики и соответственно более эффективному лечению. Компания Roche выразила готовность оказать методологическую и материально-техническую поддержку Казахстану для внедрения новых методов диагностики, а именно обеспечить необходимым лабораторным оборудованием для проведения исследовательских проектов и в качестве грантов. Опыт компании может содействовать укреплению лабораторной инфраструктуры Казахстана и обеспечению ее соответствия международным стандартам.
прорабатывается комплексное сервисное обслуживание и обучение медперсонала. Это позволит существенно повысить объемы и качество оказываемых населению медицинских услуг и снизить затраты на их оказание путем эффективного использования медтехники организациями здравоохранения.
Наиболее оптимальной моделью сервисного обслуживания является трехуровневая стратегия технического обслуживания медтехники:
Первый уровень сервисного обслуживания должен включать в себя контроль состояния медтехники перед каждым пользованием и после окончания работы и осуществляться пользователем медтехники организации здравоохранения.
Второй уровень сервисного обслуживания должен включать в себя плановый контроль технического состояния и оперативное реагирование на поступающие заявки по устранению возникающих неисправностей и осуществляться штатным инженером по медтехнике организации здравоохранения.
Третий уровень сервисного обслуживания должен включать планово-профилактическое обслуживание и осуществляться сервисным инженером специализированной организации.
Реализация подобного трехуровневого технического обслуживания позволит поддерживать в исправном состоянии медтехнику и обеспечить ее эффективное использование, а также может привести к большей оптимизации использования человеческих и технологических ресурсов.
ЭФФЕКТЫ ОТ ВНЕДРЕНИЯЯ
будут исключены коррупционные риски и обеспечена прозрачность процедуры планирования и закупа медтехники.
будет возможность оснастить организации здравоохранения необходимым медоборудованием, уменьшить наличие медтехники с эксплуатации сроком более 10 лет.
будут снижены ежегодные расходы бюджета на капитальные расходы медицинских организаций за счет снижения стоимости медтехники. Снижение стоимости медтехники планируется за счет внедрения механизмов прямых контрактов, закупа на условиях КЖЦ, консолидации закупа, усреднения технических спецификаций для централизованного закупа, и разработке типовых технических заданий для приобретения медтехники.
улучшится качество сервисного обслуживания, которое в том числе приведет к экономии средств медицинских организаций на сервисное обслуживание, и обеспечению эффективности использования медтехники. Как показал проведенный анализ, на сервисное обслуживание и ремонт тяжелой медтехники за 10 лет эксплуатации может быть потрачено более 100% от первоначальной ее стоимости.
позволят повысить кадровый потенциал страны в сфере технических профессий и увеличить долю отечественных товаропроизводителей на рынке медтехники. Это позволит успешно развивать сервисное обслуживание и даст хороший толчок для выхода на международный рынок.
Новый Казахстан – это качественно другой ориентир, поставленный перед нами в обозримом будущем, который кардинально отличается от традиционных устоявшихся годами подходов в реализации мероприятий по улучшению благосостояния страны. Этот ориентир требует изменения философии в подходах в сфере медтехники.
Новый формат работы предполагает обеспечение следующих компонентов в обновленной системе: