"Необходимо коренным образом пересмотреть систему закупок медицинской техники – это тоже большая проблема. Поскольку эта сфера является высококоррупциогенной. Регионы системно завышают сметы и цены на оборудование. Тратятся огромные деньги на его сервисное обслуживание. Поэтому поручаю правительству перейти на централизованную закупку медтехники на базе ТОО "СК-Фармация", – сказал Президент.
В соответствии с поручением Президента был задан вектор на переход к централизованному закупу медицинской техники на базе Единого дистрибьютора ТОО «СК-Фармация».
Осуществить централизацию закупа медтехники на базе Единого дистрибьютора по примеру закупа медикаментов, планируется в два этапа.
Ранее на официальном сайте Единого дистрибьютора был опубликован обширный материал из серии аналитических обзоров, где детально расписана вся проделанная и проделываемая работа по переходу на централизованный закуп.
I этап - это централизация закупа медицинской техники свыше 20 млн тенге на базе Единого дистрибьютора;
II этап - развитие отечественного производства, заключение контрактов жизненного цикла и долгосрочных договоров, чтобы иметь постоянный доступ к инновационному оборудованию и своевременному обновлению.
Правила закупа лекарственных средств, медицинских изделий и специализированных лечебных продуктов регламентируются Постановлением Правительства РК № 375.
Основной посыл внесенных изменений имеет ярко выраженнуюантикоррупционную направленность, так как формализует основные принципы проведения закупок, а именно предоставление потенциальным поставщикам равных возможностей для участия в процедуре проведения закупок, а также добросовестная конкуренция среди потенциальных поставщиков, гласность и прозрачность процесса закупок.
ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЙ ЗАКУП?
В 2021 году Министерство здравоохранения РК провело масштабную инвентаризацию оборудования в организациях здравоохранения. Уровень оснащённости составил 83%, износ оборудования около 49%. Есть проблемы с механизмом закупа медицинской техники на местах. То есть, данные процедуры проводятся на бумажных носителях, имеется разброс цен при закупе аналогичного оборудования.
По итогам внешнего анализа коррупционных рисков в системе здравоохранения, проведенного Агентством РК по противодействию коррупции в период с 3 февраля по 5 марта 2021 года выявлено, что за последние три года местными исполнительными органами приобретено 48,6 млн единиц медицинского оборудования на сумму более 162,5 млрд тенге. Таким образом, за три года в электронном формате конкурентным способом осуществлено лишь 13,5% (823 из 6093).
Установлены ряд фактов, свидетельствующих о коррупционных проявлениях:
Ситуация по искусственному завышению стоимости медицинского оборудования, как ввозимого, так и произведенного в Казахстане, либо приобретению техники, не соответствующей технической спецификации или запрещенной в стране, стала следствием отсутствия должного регулирования ценообразования и контроля в виду закрытого характера проводимых процедур закупа.
ФУНКЦИЯ ЕДИНОГО ДИСТРИБЬЮТОРА
Единый дистрибьютор является оператором проведения закупа
и предоставляет электронную платформу, благодаря которой обеспечивается прозрачность, исключение бумажного ведения процедур и «человеческого фактора».
В целом процедура проведения централизованного закупа медицинской техники требует поэтапной подготовки и комплексного подхода.
Давайте пошагово разберем каждый этап.
Миссия каждого участника – медорганизации, НЦЭЛСиМИ, Единого дистрибьютора и поставщика – полна ответственности и играет важную роль в процедуре закупа медицинской техники.
Функция Единого дистрибьютора, как оператора закупок, заключается кроме собственно проведения процедуры закупа, в рассмотрении заявок заказчиков на полноту представленного пакета документов и соответствие экспертного заключения, выданного заказчикам государственной экспертной организацией, с заявленной на закуп характеристикой медицинского оборудования.
Правилами закупа предусмотрена норма, по которой лот признается не состоявшимся, если техническая спецификация заказчика соответствует только одной модели одного производителя из предлагаемых потенциальными поставщиками по лоту, за исключением закупа медоборудования, не имеющего зарегистрированных аналогов в Республике Казахстан.
В случае, если представлен полный пакет документов и техническая спецификация заказчика соответствует экспертному заключению, то Единый дистрибьютор проводит тендерную процедуру.
Кроме того, согласно изменениям в нормативной базе, предусматриваются обязательства поставщиков медицинского оборудования по обучению при поставке не только медицинского, как было ранее, но и технического персонала медицинской организации базовому уровню обслуживания поставляемого оборудования с выдачей подтверждающего документа.
Отчет по каждому действию процесса направляется в МЗ РК, Единым дистрибьютором ведется тщательный мониторинг поставки медоборудования и соблюдения условий тендера.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Таким образом, централизация закупки и консолидация объема потребности со всех регионов, позволяет обеспечить экономию бюджетных средств, прозрачность планирования закупа, унификацию технических заданий на закуп, обеспечивающей реальную конкуренцию между игроками при закупе и проведение переговоров по снижению цены с победителями.
Единым дистрибьютором учтены все замечания и возникающие недостатки и несоответствия в практике последних лет. Были проведены обширные мероприятия по улучшению и совершенствованию бизнес процессов и системы закупа в целом, направленные на транспарентность, антикоррупционность, повышение уровня функционирования закупа.
Единый дистрибьютор открыт предложениям и всегда готов провести совместную работу с участием всех причастных и заинтересованных сторон.
По всем вопросам и предложениям просим обращаться по следующим контактам:
Управление обеспечения медицинской техникой – + 77172 559247/959093,
эл. почта: n.palinka@sk-pharmacy.kz , a.ashirbekov@sk-pharmacy.kz
Пресс-служба: +77172 789968, эл. почта: pr@sk-pharmacy.kz