Сегодня, 15 марта состоялось очередное заседание общественной рабочей группы при «СК-Фармация», где обсудили вопросы централизации закупа медицинской техники на базе Единого дистрибьютора ТОО «СК-ФАРМАЦИЯ» и системные вопросы лекобеспечения.
В состав общественной рабочей группы при «СК-Фармация» входят представители гражданского общества и бизнес-сообщества, депутаты и отраслевые эксперты. На данной площадке Единого дистрибьютора регулярно поднимаются вопросы, поступающие от гражданского общества и открыто обсуждаются насущные проблемы по лекарственному обеспечению населения для внесения необходимой рекомендации.
Напомним, Глава государства поручил перейти на централизованный закуп медицинской техники на базе Единого дистрибьютора по примеру закупа лекарственных средств и медизделий.
Участникам заседания были представлены принимаемые меры по переходу на центральный закуп медоборудования В РК. В 2021 году Президентом было поручено Министерству здравоохранения РК провести инвентаризацию имеющегося медоборудования в стране. По итогам проведенной масштабной инвентаризации уровень оснащенности медтехникой организаций здравоохранения составил 83%, а уровень износа – 49%.
Также, Министерством в рамках инвентаризации модифицирована информационная система управления медицинской техникой, создана интерактивная карта оснащения медицинским оборудованием медучреждений. Данный инструмент позволяет осуществлять мониторинг текущего состояния оснащенности в разрезе регионов и медицинских организаций.
В настоящее время основными проблемами системы обеспечения медтехникой являются недостаточная оснащенность и высокий уровень износа, имеющегося парка оборудования, разброс цен при закупе медтехники на местах, отсутствие доступных механизмов лизинга медтехники, недостаточность развития отечественного производства медицинских приборов.
Для решения указанных проблем и планируется осуществлять централизованный закуп медицинской техники на базе ТОО «СК-Фармация» в два этапа.
На первом этапе планируется реализация следующих мероприятий:
В дальнейшем будет утверждена Программа оснащения медицинской техникой по приоритетным направлениям до 2025 года с определением источников финансирования.
На 2 этапе планируется реализация мер по проработке с отечественными и зарубежными производителями медтехники вопросов локализации производства, разработка механизмов долгосрочных договоров, внедрение в практику закупа механизмов контрактов жизненного цикла и закуп медтехники для комплексного оснащения по приоритетным направлениям «под ключ».
Все это позволит обеспечить прозрачность планирования закупа медтехники, повысить уровень оснащенности необходимым медоборудованием, снизить его стоимость за счет консолидации закупа и унификации техзадания. Также повысится качество сервисного обслуживания и обучения кадров, увеличится доля отечественных товаропроизводителей на рынке медтехники.
Единым дистрибьютором с целью качественного лечения пациентов и создания благоприятных условий оснащения медицинских учреждений современным диагностическим и лечебно-профилактическим оборудованием определяются и прорабатываются проблемные вопросы оснащения медицинской техникой, в том числе вопросы планирования оснащения, эффективности использования медтехники, подготовки специалистов (медицинский и технический персонал организаций здравоохранения), совершенствования сервисного обслуживания и ремонта.
Также, проанализирована мировая практика по осуществлению закупок медицинской техники, в том числе централизованных. Так, изучен опыт передовых стран, в частности США, Малайзии, ОАЭ, Кореи, Австралии, стран Европейского союза, Японии.
Первоочередная задача – это анализ имеющегося парка медоборудования и формирование верифицированной на основании стандартов оснащения потребности в медицинской технике. Данная задача подразумевает качественный мониторинг потребности в запрашиваемой медицинской технике и готовности организаций здравоохранения ее применять, своевременную замену устаревающего оборудования на актуальные модели. Это позволит качественно планировать и осуществлять эффективный закуп медицинского оборудования в организациях здравоохранения.
Особое внимание уделяется комплексному сервисному обслуживанию медоборудования и постоянному обучению медперсонала. Это позволит существенно повысить объемы и качество оказываемых населению медицинских услуг и снизить затраты на их оказание путем эффективного использования медицинской техники организациями здравоохранения.
Кроме того, планируется уже в краткосрочном периоде проработать вопросы локализации/контрактного производства медицинской техники в Республике Казахстан с использованием механизмов долгосрочных договоров, офтейк контрактов, лизинговых механизмов, контрактов «жизненного цикла».
Также одним из требований к локализующимся производствам является подготовка технических и врачебных специалистов медицинских организаций, открытие или расширение существующих сервисных центров, формирование складов запасных частей и расходных материалов, что приведет к повышению эффективности использования приобретаемой медицинской техники за счет уменьшению времени простоя оборудования при ремонте, повышению доступности медицинских услуг населению.
Данный проект будет реализован с использованием механизма долгосрочных контрактов на определенный период, которые предполагают предоставление гарантированного объема закупа локализованным компаниям. Развитие локализации производства медтехники, открывает широкие перспективы, как для системы здравоохранения, так и для бизнеса.
В настоящее время ведется предметная проработка вопросов локализации производства с зарубежными и отечественными производителями медицинской техники. По итогам данной работы будет сформирован советующий перечень оборудования для локализации в Казахстане, который будет детально проработан медицинским и экспертным сообществом.
Следующим на повестке заседания стал вопрос системных проблем лекарственного обеспечения в рамках ГОБМП и системе ОСМС. Президентом Республики Казахстан, а также Правительством уделяется большое внимание вопросам бесперебойного лекарственного обеспечения. В настоящее время достигнуты определенные положительные результаты в отрасли, однако необходимо отметить, что существуют ряд проблем не зависящие от Единого дистрибьютора, такие как: ценообразование, отсутствие Единого классификатора ЛС и МИ, интеграция информационных систем государственных органов и т.д. В этой связи, Единым дистрибьютором определены ряд системных проблем с предлагаемыми путями решения.
Участниками заседания обсуждены оптимальные модели функционирования систем здравоохранения в условиях пандемии, отмечены общие подходы к совершенствованию бесперебойности обеспечения населения необходимыми лекарствами. Все предложения и обращения, озвученные членами общественной рабочей группы по итогам заседания, вносятся в «Книгу проблемных вопросов».
На повестке также было рассмотрено риски в лекарственном обеспечении, связанные с ситуацией в мире.
Единым дистрибьютором в рамках ГОБМП и в системе ОСМС на 2022 год закуп ЛС и МИ осуществлен в объёме 93% от заявленной годовой потребности. Из которых, порядка 59% приходится на отечественные производство, 23% поставляются с европейских стран, всего по 2% - с Украины и РФ, остальные 13% закупаются с других стран.
Стоит отметит, что Единым дистрибьютором ежегодно закуп и заключение договоров на поставку лекарств производится заранее, и препараты на следующий год закупаются еще в нынешнем году. Таким образом, обеспечение лекарствами страны происходит заблаговременно.
Одним из важных условий при закупе лекарств является график поставки, и необходимость наличия лекарств на складах единого дистрибьютора в декабре месяце, отгрузка в поликлиники и больницы начнется уже в январе.
Отгрузка препаратов в медицинские организации для обеспечения пациентов осуществляется своевременно в соответствии с графиками. Медикаменты на регулярной основе доставляются в стационары, а также в медицинские организации для амбулаторного лекарственного обеспечения населения.
Вместе с тем, Министерством здравоохранения РК и Единым дистрибьютором, учитывая сложившуюся кризисную ситуацию в мире, проводится работа с поставщиками по своевременной поставке медикаментов. Принимаются все меры и прорабатываются риски по недопущению срыва поставок в РК из стран Европы, Украины, РФ, Беларуси.
Единый дистрибьютор прилагает все возможные усилия для того чтобы вовремя и в необходимом объеме обеспечить лекарствами медучреждения. Вопрос безотлагательного обеспечения доступности лекарственных препаратов для населения на особом контроле Правительства РК.
В целях бесперебойного обеспечения Единым дистрибьютором предприняты ряд мер по созданию стратегических запасов лекарственных средств, средств индивидуальной защиты на складах Единого дистрибьютора для лечения коронавирусной инфекции и оперативной отгрузки в зависимости от эпидситуации.
Еще одной важной мерой стало - формирование неснижаемого запаса в объеме до 25% от всего количества закупаемых лекарств и медизделий по социально-важным заболеваниям. Что в свою очередь позволит - бесперебойное лекарственное обеспечение, митигация рисков некорректного планирования, оперативное реагирование на нужды лекобеспечения при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Единым дистрибьютором на постоянной основе осуществляется мониторинг наличия медикаментов на складах Единого дистрибьютора, и остатка в медорганизациях. На еженедельной основе информация предоставляется в Министерство здравоохранения РК.