Учитывая, что вопросы лекарственного обеспечения населения страны стоят на особом контроле Главы Государства, Правительства РК, гражданского общества, и принимая во внимание рекомендации Агентства по противодействию коррупции, Единый дистрибьютор в настоящее время продолжает реализовывать меры по совершенствованию системы лекарственного обеспечения.
Постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 июня 2021 года № 375 утверждена новая редакция Правил организации и проведения закупа лекарственных средств, медицинских изделий и специализированных лечебных продуктов в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и (или) в системе обязательного социального медицинского страхования, фармацевтических услуг (далее – Правила закупа).
Таким образом те, меры предложенные Единым дитрибьютором в рамках Комплексного плана развития фармацевтической промышленности до 2025 года и Программы Перезагрузки Единого дистрибьютора в целях совершенствования системы лекобеспечения легли в основу изменений, которые были внесены в новую редакцию Правил закупа, которая предусматривает очень важные изменения.
Правила закупа разработаны в реализацию Кодекса РК «О здоровье народа и системе здравоохранения» ипредусматривает основные изменения в части совершенствования закупа, планирования, поддержки и развития отечественных производителей.
Таким образом в части закупа лекарственных средств (ЛС) и медизделий (МИ):
1. переход Единым дистрибьютором на электронный закуп лекарственных средств и медицинских изделий (за исключением долгосрочных договоров)
Результат/эффект: что обеспечивает прозрачность закупа, исключение человеческого фактора, все процедуры закупок будут происходить в автоматическом режиме. Предварительный анализ показал, что сроки тендерных процедур будут сокращены с 45 до 25 дней.
2. предусмотрена возможность закупа лекарственных средств и медицинских изделий Единым дистрибьютором у международных фармацевтических организаций;
Результат/эффект: исключение из закупочной цепочки посредников/дистрибьюторов, снижение стоимости на ЛС и МИ, и экономия бюджетных средств.
3. сокращен перечень документов, предоставляемых потенциальными поставщиками.
Эффект/результат: упрощение процедуры и снижение бюрократической нагрузки путем уменьшения количества необходимых документов.При этом, документы, подтверждающие квалификационные требования, будут предоставляться один раз с прикреплением на веб-портале Единого дистрибьютора и обновлением при необходимости;
4. предусмотрено заключение договора поставки по отдельному лоту.
Эффект/результат: данная мера направлена на обеспечение исполнения поставщиком обязательств по отдельному лоту, а не по всем как это предусмотрено действующими Правилами;
5. заключение Единым дистрибьютором договоров поставки на веб-портале;
Эффект/результат: обеспечение прозрачности и открытости конкурсных процедур.
6. закуп по торговому наименованию;
Эффект/результат: в случае индивидуальной непереносимости пациента Единым дистрибьютором допускается закуп лекарственных средств по торговому наименованию напрямую у товаропроизводителя;
Поддержка отечественных производителей:
7. с учетом пожеланий НПП «Атамекен» пересмотрены критерии оценки (бальная система) к заявке потенциальных поставщиков, имеющих намерение на создание и (или) модернизацию производства лекарственных средств и медицинских изделий;
Эффект/результат: Это позволит переоснастить локальные производства и поспособствует быстрому росту их мощностей. Также повысит экспортный потенциал новой линейки оригинальных продуктов, а также поспособствует развитию фармнауки во взаимодействии с производством оригинальных медикаментов и наращиванию кадрового потенциала фарминдустрии.
Предлагаемые критерии стимулируют разработку и производство инновационных лекарственных средств, обеспечат поддержку экспорта казахстанских лекарств за счет привлечения в отрасль крупных игроков «BigPharma TOP – 50».
Данный вопрос был обсужден и согласован с представителями ОТП, фарм.ассоциациями, АЗРК, НПП «Атамекен».
В части планирования потребности медикаментов:
8. пересмотрен объем неснижаемого остатка лекарственных средств и медицинских изделий Единого дистрибьютора с 10% до 25%.
Эффект/результат: Планируется внедрить новую модель планирования ЛС и МИ, суть которой заключается в автоматическом режиме формирования заявок на основании данных информационных систем. Единый дистрибьютор предложил модель закупа годового объема с гибким графиком поставок (годовая потребность +25% неснижаемого запаса), результатом чего будет обеспечение бесперебойности поставок.
В целях продуктивного обмена мнениями и получения экспертной оценки при разработке Правил закупа, все вопросы обсуждались с представителями общественности, офисом Адалдық алаңы, с отраслевыми экспертами, пациентскими организациями, научным сообществом РК, НПП «Атамекен», ассоциации ОЮЛ в ФА «Евразийская медицинская ассоциация», ТОО «ГИЗА-ФАРМ», Ассоциация «Фарммединдустрия Казахстана».
Единый дистрибьютор готов к обсуждению предложений по совершенствованию законодательства в области закупа лекарственных средств, медицинских изделий на площадке АЗРК, НПП «Атамекен», а также на площадке общественной рабочей группы ТОО «СК-Фармация».
В своей работе Единый Дистрибьютор ТОО «СК-Фармация» придерживается принципа открытости гражданскому обществу и выражает большую заинтересованность в формировании конструктивного взаимодействия с общественностью.
Так как, приортетной задачей для Министерства Здравоохранения и Единого Дистрибьютора является совершенствование системы лекобеспечения, которая позволит гибко реагировать на меняющиеся обстоятельства.
Постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования. Официальное опубликование постановления состоялось 8 июня 2021 года.