«Поручаю Правительству разработать новую административную реформу для повышения результативности и ответственности государственных органов. Особое внимание следует уделить повышению эффективности управления
в квазигосударственном секторе».
К.К.Токаев
В современных условиях развития вопросы повышения эффективности для любого экономического субъекта являются актуальными. Важным этот аспект представляется и для государственного сектора экономики, который выступает главным регулятором всей системы национальной экономики и основным производителем общественных благ.
Развитие системы управления человеческими ресурсами государственного аппарата – это одно из направлений административной реформы в Казахстане. Главная цель – обеспечить быстрое и качественное решение ежедневных насущных проблем населения на местах, а также высокий уровень развития регионов страны и отраслей экономики. От эффективности государственного аппарата напрямую зависит эффективность преобразований во всех сферах общественной жизни.
Особое внимание следует уделить повышению эффективности управления в квазигосударственном секторе. Необходимо чётко разграничить функционал, задачи и критерии квазигоссектора, улучшить финансовую дисциплину, снизить доли государства в экономике, повысить эффективность мониторинга и оценки, а также усилить корпоративное управление.
СК-Фармация относится к субъекту квазигосударственного сектора, являясь единым оператором по закупу и хранению медикаментов для населения в рамках ГОБМП и ОСМС. На сегодняшний день Единый дистрибьютор – подведомственная МЗ РК организация со 100% участием государства.
Отметим, что система единого дистрибьютора создана с целью обеспечения лекарственными средствами населения, повышения устойчивости и конкурентоспособности фармацевтической отрасли Казахстана и развития фармацевтической промышленности путем консолидации государственных закупок в соответствии с законодательством страны.
Система единой дистрибуции доказала свою эффективность в вопросах лекарственного обеспечения населения, ее бесперебойности и целесообразности. Ежегодно автоматизируются процессы и внедряются новые технологии.
ПРОГРАММА ЭФФЕКТИВНОСТИ СК-ФАРМАЦИЯ
Во исполнение указа Главы Государства «О мерах по повышению эффективности работы по привлечению инвестиций в экономику страны» приказом Председателя Правления утверждена рабочая группа по разработке и выработке предложений в рамках Программы эффективности СК-Фармация.
Программа эффективности состоит из двух этапов. Первый – Программа перезагрузки, осуществлявшийся в период 2020-2023 годы.
Перезагрузка СК-Фармация – это динамичный и непрерывный процесс улучшений. Формирование условий для совершенствования, которые обеспечили стабильную работу над повышением качества и позволили гибко реагировать на меняющиеся требования рынка и быть пациенториентированной компанией.
Основными задачами Программы перезагрузки является обеспечение динамичного форсирования инструментов достижения стратегических целей компании и проявление операционной гибкости в условиях чрезвычайных ситуаций.
Программа перезагрузки охватывала следующие направления:
Одно из нововведений – новый алгоритм доставки медикаментов, который позволил увеличить количество плановых рейсов в 1,7 раз, сократить сроки поставок и обеспечить оперативную работу всей цепочки поставки медикаментов.
Реализация Программы перезагрузки обеспечила готовность к возможной новой волне коронавирусной инфекции, повышение эффективности и оперативности работы Единого дистрибьютора, прозрачность и открытость деятельности компании.
А второй этап – Программа эффективности. На заседании Правительства Глава Государства отмечал о прекращении формализма, бюрократической волокиты. «Надо работать, не дожидаясь указки сверху, жалоб граждан или ухудшения ситуации. Нужно проявлять инициативность и самостоятельность», - сказал Президент.
Так, ключевыми целями Программы эффективности стали совершенствование закупа, снижение расходов, обеспечение максимальной безопасности препаратов и предотвращение бюрократии. СК-Фармация расширяет свои горизонты, увеличивая охваты направлений развития, с учетом предложений стейкхолдеров, мирового опыта и текущего состояния фармацевтического рынка как в стране, так и за его пределами.
Перед Программой эффективностью стоят следующие задачи:
Ниже подробнее остановимся на каждой задаче в рамках Программы эффективности.
Совершенствование закупа медикаментов и медтехники
В рамках Программы эффективности Единым дистрибьютором выработаны предложения для совершенствования закупа медикаментов. В первую очередь необходимо повышение качества определения способа закупа. Для этого нужны усиление ответственности НЦЭЛС за качество предоставленных сведений из гос. реестра медикаментов и анализ не закупленных позиции по предыдущим годам. В результате это поспособствует предотвращению жалоб производителей и дистрибьюторов касательно неверного определения способа закупа, предупредит срыв бесперебойного лекарственного обеспечения.
В ряде предложений по улучшению системы закупа препаратов также повышение исполнительской дисциплины поставщиков и качества заключения договоров поставки, автоматизация в части предоставления поставщиком отчетностей по исполнению графика реализации инвестиционного проекта долгосрочного договора через портал ЕФИС или веб-портал закупок и автоматическая возможность ведения электронного Перечня медикаментов по долгосрочным договорам с возможностью отслеживания.
Эффектами реализации таких предложений станут предупреждение риска недопоставки товара, риска расторжения договоров, исключение человеческого фактора при формировании договора в ЕФИС, своевременное принятие мер в случае нарушения поставщиком условий долгосрочного договора и консолидация данных в сводной информации на основании полученных данных в полугодовых отчетах.
Кроме того, при закупе медикаментов предлагается автоматизировать рассмотрение заявок потенциальных поставщиков комиссией и создать электронный магазин. Это сократит сроки рассмотрения заявок членам комиссии, исключит человеческие ошибки и коррупциогенные факторы при рассмотрении заявок. Что касается электронного магазина, то это облегчит выбор поставщика без проведения процедур отбора и даст возможность выбора препарата по торговому наименованию, производителю, стране происхождения и оперативного заключения договора.
Касательно закупа медицинского оборудования, целесообразным видится внедрение сервисного обслуживания медицинской техники. В этом направлении нужно автоматизировать контроль сервисного обслуживания, усовершенствовать СУМТ и ввести предложения о внедрении аккредитации сервисных служб. В результате увеличится рабочее время оборудования и главное – повысится эффективность и качество предоставления медицинских услуг.
Совершенствование логистики
Сегодня логистика пытается адаптироваться к постоянно меняющимся условиям и возникающим проблемам, требующим быстрой реакции и решения. В рамках Программы эффективности предусмотрены предложения по улучшению логистики.
Первое – совершенствование «Операционной деятельности», для которого требуется оптимизация маршрутов с учетом открытия новых дорог в стране для транспортировки товаров до медицинских организаций. Это позволит снизить затраты на транспортировку и обеспечить своевременную отгрузку, перемещение.
Немаловажное направление – совершенствование НПА. Предлагается создать отдел (рабочую группу) в структуре Управления логистики и складской инфраструктуры по выработке предложений совершенствования законодательства в области логистике, в части деятельности Единого дистрибьютора.
В числе предложений по улучшению логистики – развитие материально-технической базы и совершенствование логистики в части отслеживания грузов. Для решения задач необходимо обеспечить Управление логистики и складской инфраструктуры интерактивной доской для мониторинга движений транспортных средств, транспортирующих товары Единого дистрибьютора. Кроме того, отслеживать препарат по накладной на сайте, интегрированном с системами отслеживания грузов.
Эффектами вышеперечисленного станут надлежащее исполнение обязательств поставщиками услуги хранения и транспортировки лекарств и медизделий, а также получение оперативной и достоверной информации в режиме реального времени.
Привлечение отечественных и иностранных инвестиций
На расширенном заседании Правительства Глава государства отметил о необходимости существенного увеличения притока внешних и внутренних инвестиций. Привлечение инвестиций – одно из приоритетных направлений в деятельности Единого дистрибьютора.
Единым дистрибьютором ведется системная работа по привлечению компаний BigPharma по проектам производства инновационных препаратов с дальнейшим экспортом в страны ЕАЭС и Центральной Азии. На сегодняшний день уже имеются положительные результаты в этом направлении. К примеру, заключение долгосрочных договоров на контрактное производство с фармгигантами Pfizer и Roche.
В рамках Программы эффективности рассматриваются дальнейшие шаги по улучшению работы с BigPharma и вендорами. Один из них – локализация производства оригинальных инновационных препаратов. В этом случае нужны встречи и вебинары с посольствами, переговоры с иностранными и отечественными инвесторами, заключение Меморандумов и долгосрочных договоров с заказчиками контрактного производства.
Результатом такой работы станут развитие рынка клинических исследований, R&D центров на локальных фармацевтических кластерах, трансфер технологий, локализация инновационных продуктов на территории Казахстана.
Еще одно предложение – обеспечение исключительной преференции для инвесторов, заключивших соглашение об инвестициях (СОИ). В качестве решения рассматривается внесение изменений и дополнений в Приказ 110 в части заключения долгосрочных договоров с отечественным товаропроизводителем сроком не более 10 лет без проведения конкурсных процедур при наличии СОИ.
Главный эффект – развитие образовательных программ для медицинских и фармацевтических работников с целью повышения кадрового потенциала страны.
Поддержка отечественного производства
Поддержка отечественных разработок и развитие отечественного фармпрома является ключевым направлением деятельности Единого дистрибьютора. Мера поддержки в фармацевтической отрасли предусмотрена в виде заключения долгосрочных договоров.
В рамках Программы эффективности внесено предложение о проведении ревизии и диагностики текущего портфеля долгосрочных договоров. Нужен анализ всех позиций, занятых по долгосрочным договорам со стороны ННЦРЗ для определения покрытия отечественного производства потребности по клиническим протоколам. В результате увеличится уровень локализации производств на территории Казахстана.
Наряду с этим предусмотрен прогноз развития фармацевтического рынка. Для этого необходима разработка стратегии развития фармрынка Казахстана на основе 5-летних прогнозов потребления лекарств и медизделий. Это даст возможность создания цепочки добавленной стоимости в фармацевтической промышленности.
Еще одним предложением стало изменение подходов по формированию номенклатуры медикаментов. Инструментом в достижении этой цели станут разработка и утверждение номенклатуры медикаментов для заключения долгосрочных договоров с отечественными товаропроизводителями на уровне ННЦРЗ с учетом среднесрочного прогноза заболеваемости в РК и потребления медикаментов. Либо по аналогии с Казахстанским национальным лекарственным формуляром утвердить Единый перечень стратегически важных медицинских изделий с детальной технической характеристикой для дальнейшего подтверждения целесообразности наличия позиции в проекте номенклатуры. Как итог – повышение качества отечественной продукции и расширение ее ассортимента.
Обеспечение финансовой устойчивости
Финансовую устойчивость можно считать одним из самых важных показателей стабильности организации. Для Единого дистрибьютора финансовая устойчивость — это способность организации поддерживать бесперебойную работу.
Чтобы обеспечить отсутствие кассового разрыва, финансовую устойчивость, увеличить номенклатуру и возможность создания собственной инфраструктуры по хранению и транспортировке медикаментов в рамках Программы эффективности предусмотрен ряд предложений.
Это – обеспечение платежеспособности, своевременная оплата ФСМС, обобщение контрольно-аналитической информации для принятия управленческих решений и снижение непроизводительных затрат.
Особое внимание стоит уделить контролю за дебиторской задолженностью, которая является важной финансовой составляющей Единого дистрибьютора. Все это в совокупности влияет на своевременный закуп и поставку медикаментов на всю страну. Так как Единый дистрибьютор осуществляет закуп заблаговременно, то есть препараты на следующий год закупаются еще в текущем году. На сегодняшний день дебиторская задолженность медицинских организаций составляет 12,5 млрд тенге.
Для выполнения вышеуказанных задач необходимо применить такие инструменты, как возврат функции ФСМС в части проведения мониторинга фактических расходов медорганизаций, получение льготы по освобождению в выплате дивидендов за 2023 год, требование о предоставлении ФСМС заключения по мониторингу качества и объема медуслуг, ежемесячный анализ дебиторской задолженности, введение реестра «проблемных должников» и контроль за данной категорией.
Совершенствование НПА
На сегодняшний день вопросы изменения нормативной базы для поддержки развития фарминдустрии находятся в приоритете. Единым дистрибьютором проведена работа по внесению изменений и дополнений в нормативно-правовые акты в сфере оборота лекарственных средств.
В рамках Программы эффективности Единым дистрибьютором предлагается проработать еще ряд предложений в различных направлениях. В первую очередь речь пойдет о соглашении об инвестициях, а именно о внедрении в Правила закупа механизма заключения СОИ для локализации производства медицинской техники на территории Казахстана. Это приведет к увеличению количества заключенных СОИ.
Следующий вопрос – долгосрочные договоры. Стоит рассмотреть возможность внедрения дифференцированного метода определения стоимости закупа медтехники в зависимости от объемов закупа за год, что в конечном итоге повысит уровень оказания медицинских услуг.
Не останутся без внимания и долгосрочные договоры с отечественными товаропроизводителями. Рассматривается введение нижнего порога стоимости медтехники (20 млн тенге) для заключения долгосрочных договоров. Итоговым эффектом станет увеличение доли и моделей медицинской техники отечественного производства.
Кроме того, предлагается создание консультативного органа по рассмотрению предложений в НПА как консультативный орган с утверждением Положения и порядка рассмотрения, ежемесячное проведение анализа НПА и обучения сотрудников. Наряду с этим есть предложения по внесению изменений и дополнений в НПА, регулирующие деятельность СК-Фармация (приказ МЗ РК №110):
1) пересмотреть механизм закупа лекарств и медизделий;
2) включить в конкурсную комиссию по закупу представителей МЗ РК;
3) перевести механизм поставок в рамках амбулаторного лекобеспечения по принципу стационара;
4) право СК-Фармация на самостоятельное сокращение годовой потребности медорганизаций, в случае осуществления закупа в течение финансового года.
Совершенствование ценообразования на медикаменты
В рамках Программы эффективности необходима проработка изменений в нормативно правовые акты по вопросу ценообразования на воспроизведенные лекарственные препараты и биосимиляры. Это приведет к эффективному снижению расходов на закуп лекарственных средств и медицинских изделий, а также экономии бюджетных средств.
Для повышения эффективности проведения аукциона, предлагается признание тендера несостоявшимся, в случае отсутствия шагов на снижение цены от выделенной суммы. А для обеспечения прозрачности целесообразно увеличение минимально возможного шага в аукционе с 0,5% до 1%.
Чтобы достичь максимальной экономии средств, необходима полная автоматизация процедур закупа медоборудования на веб-портале: тендер, заключение договоров, гарантийное обеспечение, акт-приема передачи медтехники.
Совершенствование качества и безопасности медикаментов
Закупу через Единый дистрибьютор подлежат препараты, прошедшие государственную регистрацию. В стране действует целая система регуляторных механизмов, чтобы казахстанцы не столкнулись с некачественными или поддельными препаратами.
Вопросы качества лекарственных средств, обращающихся на рынке Казахстана, отнесены к компетенции Комитета медицинского и фармацевтического контроля МЗ РК, который осуществляет процедуру регистрации всех произведенных в стране, а также ввозимых на его территорию лекарств и медизделий. Процедуре регистрации предшествует тщательная экспертиза, которая состоит из нескольких этапов. Экспертизой и выдачей заключения занимается Национальный центр экспертизы лекарственных средств и медицинских изделий.
Для совершенствования качества и безопасности медикаментов предлагется осуществлять проверку контрагентов на благонадежность, для которой нужна разработка внутренних нормативных документов. Это обеспечит безопасность организации от дополнительных финансовых расходов и потерь.
В рамках Программы эффективности есть предложение о введении инструмента «Разовый ввоз».Для реализации цели необходимо совершенствование НПА по отвественности производителей по качеству препарата при получении разрешения на «разовый ввоз» и проведение НЦЭЛСиМИ экспертизы образцов.
Наряду с этим рассматривается разработка инструмента сбора актов рекламаций от медицинских организаций на портале ЕФИС и пересмотр подходов выдачи сертификатов СТ-KZ. Ключевым эффектом станет повышение качества продукции, расширение ее ассортимента, в том числе отечественной.
ЭФФЕКТЫ
«Эффективность системы управления будет измеряться конечным результатом, а не ходом работы. Будут приниматься эффективные решения в интересах страны и повышаться качество предоставляемых населению услуг».
К.К.Токаев
Президент отмечал, что эффективность системы управления должна измеряться конечным результатом. На сегодняшний день Единый дистрибьютор достиг важных и значимых результатов в сфере лекарственного обеспечения и фармацевтической отрасли в целом. В первую очередь успех стоит за комплексным и детальным подходом к работе сотрудниками компании, у которых своя ответственная и важная задача. Именно эта налаженная цепочка взаимодействия среди сотрудников позволяет достигать новые вершины.
Говоря о последних ключевых результатах, стоит отметить, что в 2023 году состоялось историческое подписание долгосрочных договоров с мировыми игроками BigPharma – Roche и Pfizer на контрактное производство оригинальных инновационных препаратов. Таким образом, достигнута договоренность о производстве 20-валентной пневмококковой вакцины Pfizer и биотехнологических препаратов Roche для лечения онкозаболеваний. Сотрудничество с фармгигантами принесет в Казахстан не только новые технологии, но и целую философию здоровья.
Еще одним нововведением года стала инициатива проведения групповых закупок, которая закрепилась в виде Меморандума о сотрудничестве и взаимопонимании между Единым дистрибьютором и ГП «Кыргызфармация» при Министерстве здравоохранения Кыргызской Республики. Провести первые пилотные закупки для двух стран планируется уже в этом году.
Наряду с этим Казахстан заключил договоры с ООО «Джонсон & Джонсон», «AstraZeneca», ТОО «Bayer КАЗ» на развитие контрактного производства медикаментов и трансфер технологий в области клинических исследований. Также, достигнута договоренность с компанией BIOCAD, заинтересованная в инвестировании в новое фармацевтическое производство на территории Казахстана, и отечественным предприятием Santo о развитии потенциала кластера и сектора исследований.
Для дальнейшего развития контрактного производства и привлечения инвестиций глобальных игроков в Казахстан с начала 2024 года Единый дистрибьютор заключил Меморандум с Международным финансовым центром «Астана» (МФЦА).
Сотрудничество с МФЦА открывает новые возможности для развития, предоставляя иностранным инвесторам надежную правовую базу, независимую судебную систему, развитую финансовую инфраструктуру, инновации и экспертизу.
Реализация Программы эффективности положительно отразится в фармацевтической отрасли страны и позволит покорить еще больше вершин в сфере лекарственного обеспечения страны. Привлекая на местный рынок глобальных игроков и внешние инвестиции, совсем скоро Казахстан станет важным игроком в мировой фарминдустрии.
Используя все имеющиеся ресурсы, есть возможность значительно ускорить процесс развития рынка клинических исследований, R&D центров на локальных фармацевтических кластерах, трансфера технологий и локализации инновационных продуктов на территории Казахстана.
Все направления совершенствования, предусмотренные в рамках Программы эффективности СК-Фармация, играют значительную роль в достижении больших побед. СК-Фармация нацелена продолжать комплексную и системную работу, придерживаясь пациентоориентированного подхода. Конечный результат – развитие системы здравоохранения и улучшение качества жизней пациентов.