Новости
15.08.2023

СОЗДАНИЕ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ ХАБОВ – ФУНДАМЕНТ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ КАЗАХСТАНА

Авторы статьи:

 

Искалиев Ерхат Серикович

MBA, DBA, PHD, IPMA, ID

Председатель Подкомитета транспортной логистики и перевозок НПП «Атамекен»

Член Президиума Союза транспортников Казахстана «KAZLOGISTIC»

Председатель Правления ТОО «СК-Фармация»

Трудовой стаж:

  • Директор Департамента Финансов Министерства государственных доходов Республики Казахстан, г. Астана (2002);
  • Управляющий Директор АО «Банк Развития Казахстана», г. Астана (2003-2006);
  • Председатель Правления АО «БРК-Лизинг» дочерняя организация акционерного общества АО «Банк Развития Казахстана», г. Астана (2006-2008);
  • Президент АО «Казтемиртранс» дочерняя компания АО «НК Казахстан Темир Жолы», г. Астана (2008-2009);
  • Вице-министр индустрии и торговли, Министерство индустрии и торговли Республики Казахстан, г. Астана (2009-2010);
  • Советник Президента АО «Национальная Компания «Казахстан Темир Жолы» по логистике и инвестициям, г. Астана (2010-2011);
  • Вице - Президент АО «Национальная Компания «Казахстан Темир Жолы» по логистике, г. Астана (2011-2013);
  • Генеральный Директор, член Президиума, Член Комитета транспорта, логистики и связи Национальной палаты Республики Казахстан, ОЮЛ «Союз Транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS», г. Астана (2013-2015);
  • Первый Вице-Президент ОАО «Объединенная Транспортно-Логистическая Компания», г. Москва (2015-2016);

Научные звания, степени, деятельность:

  • Соискатель ученой степени кандидат экономических наук (Ph.D) по специальности «Финансы, денежное обращение и кредит», тема диссертации: «Лизинговое финансирование индустриально-инновационного развития Казахстана»;
  • Научное исследование структурного финансирования с использование лизинга через модели «Кредит+Лизинг» и «Equity+Лизинг»;
  • Ø Академическая степень - Доктор делового администрирования.

СОЗДАНИЕ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ ХАБОВ –

ФУНДАМЕНТ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ КАЗАХСТАНА

Логистика – это обширная профессиональная сфера, отвечающая за процесс поставки на рынок товаров и услуг. С точки зрения практического применения, логистика — выбор наиболее эффективного варианта обеспечения товаром нужного качества, количества, в нужное время, в нужном месте с минимальными затратами.

Логистическая отрасль – это кровеносная система экономики, обеспечивающая своевременные поставки товаров по всей производственной цепочке, от сырья и оборудования до конечного покупателя.

Развитие транспортной логистики – это государственная задача. Глава государства всегда отмечет особую роль транспортно-логистической отрасли в казахстанской экономике. По его словам, эта сфера имеет важное значение для активизации взаимодействия регионов.

Основными задачами логистики являются обеспечение доступности и конкурентоспособности услуг, ликвидация диспропорций, комплексное развитие инфраструктуры, увеличение пропускной способности, создание интегрированной системы логистических центров и создание информационной поддержки.

Во всем мире логистика – весьма прибыльный сегмент. Мировой рынок транспортной логистики оценивается почти в 3 трлн долларов США. В нынешних реалиях логистика играет ключевую роль в индустриальном развитии стран. Более того, в ряде государств эта сфера является основным фактором стимулирования экономики. Логистическая отрасль, как и любая другая сфера деятельности, находится на постоянном этапе совершенствования.

Динамика экономического развития требует соответствующей эволюции транспортной системы, способной эффективно обслуживать логистические потребности. Нужно понимать, что на сегодняшний день в отрасли существует ряд проблем, касающихся развития инфраструктуры, развития технологий, информационной поддержки, создания единого информационного пространства, дальнейшее совершенствование коридоров для транзитных грузопотоков, организации и разработки оптимальных условий и инфраструктуры для входящих и выходящих грузопотоков с последующим локальным распределением до конечных пунктов назначения.

Сегодня логистика пытается адаптироваться к постоянно меняющимся условиям и возникающим проблемам, требующим быстрой реакции и решения. Стабильности нет во всем мире. Поэтому транспортно-логистическая отрасль Казахстана должна стать гибкой по отношению к меняющейся конъюнктуре рынка, устранив ключевые проблемы.

Всемирная пандемия коронавируса существеннотрансформировала транспортно-логистическую отрасль всего мира. Масштабное влияние на транспортную индустрию оказали и продолжают оказывать политические, экономические и технологические изменения. Из-за этого цены на ключевые ресурсы – от персонала, транспорта и топлива до упаковочных материалов и складских помещений – значительно выросли. При этом ряд сегментов отрасли продемонстрировал рекордный рост.

Действующая инфраструктура транспортной отраслипродолжает сталкиваться с «узкими местами», как слабое интегрирование и синхронное взаимодействие основных стейкхолдеров, недостаточное развитие авиационной и морской логистики, острая нехватка квалифицированных специалистов, недостаточная готовность транзитной инфраструктуры в Азербайджане и Грузии в рамках Среднего коридора.

По итогам проведённого анализа Всемирным банком развития, в Казахстане достаточно низкий индекс эффективности логистики. Так, в рейтинге мы стоим на 84 месте, в то время как Китай стоит на 20-ом. При этом наши другие соседи, как Россия, Узбекистан и Кыргызстан находятся на несколько ступеней ниже нас.А самые высокие показатели индекса эффективности логистики приходятся на Сингапур, Финляндию и Данию.


 

В ходе совещания по развитию транспортно-транзитного потенциалас участием руководства Правительства, руководителей профильных министерств и ведомств, национальных компаний по развитию транспортно-транзитного потенциала страны, Президентом страны ранее былопоручено принять комплекс мер для обеспечения безопасного и бесперебойного экспорта и импорта товаров, создания альтернативных маршрутов коммуникации и доставки грузов, а также диверсификацию экономики.

ТРАНЗИТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАЗАХСТАНА

Логистика и транспорт – это тот сектор экономики, благодаря которому транзитный потенциал Казахстана — это не просто слова, а реальные цифры и возможности для роста экономики.

Транзитный потенциал нужно рассматривать как точку экономического роста страны. Для этого нужно обеспечить повышения привлекательности и создания самой современной эффективной транспортно-логистической системы в СНГ. Наша страна, находясь в центре Евразийского материка и обладая широкой транспортно-коммуникационной сетью, имеет достаточный потенциал быть значимым звеном трансконтинентального моста Европа-Азия.

В республике уже создана достаточно развитая сеть транзитных маршрутов, проходящих через Казахстан, по трем приоритетным направлениям: Россия, страны Европы и Балтики; Китай, Япония и страны Юго-Восточной Азии; страны Центральной Азии, Закавказья, Черного моря, Персидского залива и Турция.

Развитие транспортно-логистического сектора имеет особо важное значение для стран, не имеющих выхода к морю. И этому есть ряд причин.

С помощью данного инструмента есть возможность обеспечить доступ к мировым рынкам, способствовать региональной интеграции, диверсификации экономики, созданию новых рабочих мест и повышению эффективности, что имеет решающее значение для устойчивого экономического роста.

Таким образом, в совокупности это приведет к существенному экономическому эффекту для индустриального рывка.

Казахстан как страна, не имеющая выхода к морю, нуждается в прямомморском доступе к мировым рынкам. Поэтому развитие эффективной транспортной и логистической инфраструктуры имеет решающее значение для выхода на мировые рынки, содействия торговле и повышения экономического роста.

Мы занимаем девятое место в мире по территории, находится в самом центре Центральной Азии, граничясь с Россией, Китаем, Узбекистаном, Кыргызстаном и Туркменистаном. Надежная транспортно-логистическая сеть поможет Казахстану интегрироваться в регион, облегчить трансграничную торговлю и привлечь иностранные инвестиции.

Еще один эффект – диверсификация экономики. Казахстан обладает обширными сельскохозяйственными и минеральными ресурсами, что может привлечь новые отрасли промышленности и стимулировать предпринимательство путем развития инфраструктуры для транспортировки товаров.

Бонусами правильной выстроенной системы логистики также станут создание рабочих мест, особенно в сельских районах с ограниченными возможностями трудоустройства, снижение затрат на ведение бизнеса, увеличение иностранных инвестиции и стимулирование экспорта.

Транспорт и логистика имеют решающее значение для национальной и продовольственной безопасности. Хорошо развитая транспортно-логистическая система может обеспечить эффективное перемещение товаров и людей, поддержать горнодобывающий и сельскохозяйственный секторы страны, способствовать международной торговле и инвестициям и, что наиболее важно, корпоративной и региональной дипломатии.

ТЕКУЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ОТРАСЛИ

Несмотря на важность транспортно-логистической отрасли в Казахстане, существует ряд проблем, которые сектору в настоящее время необходимо преодолеть. В современных глобальных условиях задачи требуют современных, а главное – эффективных решений.

Казахстан нуждается в значительном улучшении развития логистической инфраструктуры и интеграции, включая развитие мягкой инфраструктуры. Автомобильные, железнодорожные и воздушные транспортные системы страны должны быть обновлены и интегрированы, чтобы соответствовать международным стандартам.

Так как у Казахстана нет выхода к морю, страна сталкивается со значительными географическими ограничениями в области транспорта и логистики. Мы в значительной степени зависим от транспортной инфраструктуры своих соседей, что может создавать узкие места и замедлять движение товаров.

Следующий вопрос – сложность таможенных процедур, что приводит к задержкам на границе, увеличению транспортных расходов и снижению конкурентоспособности казахстанских товаров. Что касается нормативно-правовой базы, она весьма противоречива и нуждается в уточнении. Как следствие, появляются трудности для работающих в стране предприятий.

Кроме того, Казахстан является участником нескольких международных конвенций по перевозке грузов по суше, морю и воздуху. Однако их еще предстоит полностью реализовать и интегрировать в применимое национальное законодательство.

Немаловажной проблемой остается безопасность. Казахстанская транспортно-логистическая отрасль уязвима к угрозам безопасности, таким как контрабанда, кражи и пиратство. Это может повысить стоимость ведения бизнеса в данном секторе и усложнить привлечение иностранных инвестиций.

Должное внимание стоит уделить и к нехватке квалифицированных кадров. Стоит пересмотреть образовательные программы в вузах, создать площадки для обмена опытом с привлечением казахстанских экспертов отрасли и зарубежных специалистов, обеспечить наличие в стране необходимого кадрового резерва для поддержки развития складского сектора и логистической отрасли в целом.

Решение этих проблем потребует значительных реформ. Улучшение транспортной инфраструктуры, упрощение таможенных процедур, уточнение нормативно-правовой базы и развитие квалифицированной рабочей силы - все это критически важные шаги для преодоления существующих задач и раскрытия полного потенциала сектора в Казахстане.

Уже сегодня нужна устойчивая базовая транспортно-логистическая система, которая будет беспрепятственно обслуживать логистические потребности по конкурентоспособной стоимости. На новом этапе экономики логистика уже должна приобрести комплексный характер. Необходимо, чтобы отечественная логистика стала не только толчком для развития экономики, но и придала импульс росту.

Давайте локально и детально остановимся на конкретных проблемах и рассмотрим пути и возможности их разумного решения в глобальных современных условиях.

НИЗКИЙ ИНДЕКС ЭФФЕКТВНОСТИ ЛОГИСТИКИ

Ранее мы остановились на проблеме низкого индекса эффективности логистики, который, по данным Всемирного банка, равен 2,7 LPI.  Компанией Globalink Logistics был проведен анализ и выявлен ряд причин такого низкого рейтинга.

Главными факторами являются государственные монополии и сильное регулироавние отрасли. Другими источникам проблемы являются: устаревшие основные средства и их нехватка, неэффективные операции и координация между заинтересованными сторонами, нехватка специалистов транспорта и логитсики международного уровня, а также высокие ставки кредитования бизнеса.

Есть список рекомендации, которые позволили бы изменить ситуацию в лучшую сторону. Для начала стоит провести комплексное исследование рынка и разработать мастер-план 360° развития транспортно-логистической отрасли Казахстана. Этому поспособствуют вовлечение всех заинтересованных сторон и формирование государственно-частного консультативного совета для открытого диалога.

Следует привлечь частный сектор и инвестиции в логистический рынок. Эта мера необходима для создания конкуретной среды за счет сокращения государственных монополий и/или устранения конкуренции с частным сектором. А для привлечения иностранных инвесторов, в свою очередь, следует предлагать стимулы для участия в развитии транспортно-логистической отрасли.

Предоставление доступного финансирования и стимулов является приоритетным направлением.К примеру,вовлечение финансовых институтов, чтобы обеспечить низкие процентные ставки кредитования и для предприятий в сфере транспорта и логистики на примере уже реализованных финансовых программ, развитие государственно-частного партнерства с привлечением финансовых инструментов и гарантий обоих сторон и предоставление целевых грантов или субсидии для развития инфраструктуры, и внедрения новых технологий в логистическом секторе.

Следующий шаг - перевооружение и модернизация оборудования и инфраструктуры. В этом случаенужно разработать кредитные программы с низкими ставками для поощрения инвестиций и вложения собственных средств в новое транспортное оборудование, ЖД-подвижной состав, грузовой флот и другое. Также, есть необходимость обновления терминального оборудования железнодорожных станций на основных направлениях в соответствии с международными требованиями и перспектив увеличения грузопотоков. Не обойтись без развития и технического обслуживания дорог, железнодорожных путей, складских мощностей и терминалов для повышения общей эффективности транспортной среды как отдельной аусторсинговой отрасли.

Немаловажным является цифровизация транспортной логистики. То есть, внедрение передовых IT решенийдля лучшего управления данными, интеграция цифровых платформ и инструментов для оптимизации коммуникации и сотрудничества между заинтересованными сторонами, а также разработка системы единого окна для налоговых и правоохранительных органов, таможенного, пограничного контроля и санитарного контроля, услуг железных дорог и таможенных.

         Актуальным вопросом остается подготовка квалифицированного кадрового состава. Как к этому прийти? Требуется формирование факультетов в ВУЗах, ориентированных на образование в области международного транспорта и логистики, сотрудничество с международным и учебными заведениями и отраслевыми экспертами для разработки и обновления учебных программ и требований. А повышать квалификацию действующих кадров на местах можно путем офлайн и онлайн обучений как требование.

        Не стоит забывать о разработке и внедрении эффективной нормативно-правовой базы и политики. Достижение этой цели потребует: разработки комплексной логистической политики и стратегии, в которых приоритет отдается эффективности и устойчивости; обеспечения прозрачных и понятных правил, которые способствуют добросовестной конкуренции и снижают входные стартовые барьеры и содействия государственно-частному партнерству, чтобы использовать сильные стороны обоих сторон.

         Ну и, пожалуй, крайний, но не менее важный этап – содействие региональному и международному сотрудничеству. Используя свое стратегическое положение, у Казахстана есть возможность укрепления отношений с соседними странами и участия в региональных логистических инициативах. Не стоит пренебрегать и сотрудничеством с международными организациями для обмена передовым опытом и доступа к ресурсам для развития логистики.

Внедряя эти решения и исследуя лучшие международные практики, Казахстан сможет значительно улучшить свои логистические показатели и создать более эффективный, конкурентоспособный и устойчивый транспортно-логистический сектор.

ТРАНСКАСПИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ МАРШРУТ

Поручение Президента, данное на совещании по развитию-транспортно-транзитного потенциала от 07.07.2022

«Казахстан никогда не был морской страной и поэтому не задействовал в полном объеме возможности морских перевозок. Теперь другое время. Перед Правительством я ставлю стратегическую задачу – трансформировать наши порты, превратив их в один из ведущих хабов Каспийского моря. Концептуально согласен, что требуется укрепить морской флот и создать контейнерный хаб в порту Актау».

 

Глава государства уделяет особое значение развитию морских перевозок, называя Транскаспиский маршрут приоритетным направлением развития. Повышение эффективности Транскаспийского Международного Транспортного Маршрута (ТМТМ или Средний коридор), который соединяет Казахстан с Черным морем через Баку и Поти, необходимо для поддержки экономического развития региона и увеличения объемов торговли.

По словам экспертов, у многих международных клиентов бытует мнение, что транзит через Средний коридор занимает до 80 дней. Эксперты же считают, время по всему протяжению пути можно существенно сократить (вдвое или больше) при более эффективном управлении (сухие и морские порты, терминалы, станции и т.д.) и незначительных инвестициях в инфраструктуру.

С чего начать? Повышать эффективность Среднего коридора стоит начинать с инвестиции в новую транспортную инфраструктуру, включая автомобильные и железные дороги, а также морские терминалы. Это может включать модернизацию существующей инфраструктуры, строительство новых объектов и улучшение транспортных связей для соединения различных частей коридора.

Еще одним инструментом послужит цифровизация, то есть использование цифровых технологий, таких как GPS-слежение, RFID и блокчейн для улучшения отслеживания товаров и снижения риска задержек или потерь.

Следующий аспект – упрощение таможенных процедур. Сюда относятся рационализация таможенных процессов, снижение требований к документации и внедрение электронных систем для ускорения процесса таможенного оформления.

Стоит отметить, что налоговые льготы, субсидии и упрощенные административные процедуры могут помочь привлечь частные инвестиции в транспортную инфраструктуру вдоль Среднего коридора.

Согласование технических регламентов, стандартов продукции и таможенных процедур в странах, расположенных вдоль Среднего коридора,в свою очередь помогут снизить затраты и повысить эффективность за счет устранения необходимости многочисленных сертификаций и проверок.

А сотрудничество между государственным и частным секторами может помочь открыть новые источники финансирования, опыт и технологии. Ранее Президентом «КазМунайгазу» было поручено проработать оптимальный вариант его реализации, в том числе с возможностью привлечения инвесторов Тенгизского проекта. Правительству совместно с «Самрук-Казына» следует принять меры по увеличению мощностей нефтепроводов Атырау – Кенкияк и Кенкияк – Кумколь, – отметил Президент.

В целом повышение эффективности Среднего коридора требует сочетания развития инфраструктуры, цифровизации, упрощения таможенных процедур, гармонизации стандартов, инвестиционных стимулов и государственно-частного партнерства, а также диверсификации поставок нефти.

ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫ: КАЗАХСТАНСКО-КИТАЙСКАЯ ГРАНИЦА

Повышение эффективности и действенности казахстанско-китайских границ имеет решающее значение для содействия торговле и расширения экономического сотрудничества между двумя странами. Чтобы достичь эту цель, рассмотрим следующие конкретные шаги.

Во-первых, начинать нужно с фундамента – развития инфраструктуры. Инвестиции в новые пограничные объекты, модернизация существующих и улучшение транспортного сообщения помогут сократить время ожидания и увеличить объем перевозимых товаров.

Следующий шаг - упрощение таможенных процедур. Процесс включает в себя снижение требований к документации, оптимизацию процедур проверки и внедрение электронных систем для ускорения процесса таможенного оформления. Ранее Президентом страны Правительству былопоручено полностью автоматизировать процесс таможенного оформления и пограничного контроля.

 

Стоит улучшить координацию между соответствующими органами по обе стороны границы. К примеру, создание совместных комитетов для координации процесса пересечения границы, обмен информацией о таможенных процедурах и улучшение каналов связи.

Для прозрачности пересечения границы следует снизить уровень коррупции. В этом случае акцент ставится на использование камер и других технологий для наблюдения за перемещением товаров и людей.

Важным вопросом всегда остается безопасность. Усиление безопасности на границе может помочь снизить риск контрабанды и других незаконных действий.

Стоит обратить внимание на вопросы увеличения числа сотрудников службы безопасности на границе, улучшения инфраструктуры безопасности и внедрения передовых технологий безопасности.

Содействие торговле и инвестициям между Казахстаном и Китаем может помочь увеличить объем товаров, пересекающих границу, что, в свою очередь, может повысить эффективность процесса пересечения границы.

Это может включать стимулирование бизнеса к инвестированию в приграничный регион и разработку маркетинговых кампаний для продвижения товаров и услуг приграничного региона.

В конечном результате путем сочетания развития инфраструктуры, упрощения таможенных процедур, улучшения координации, повышения прозрачности, усиления безопасности, а также продвижения торговли и инвестиций, две страны смогут облегчить торговлю и увеличить экономическое сотрудничество, что принесет пользу обеим странам в долгосрочной перспективе.

ТРАНСГРАНИЧНЫЙ ТОРГОВЫЙ, ТРАНСПОРТНЫЙ И

ЛОГИСТИЧЕСКИЙ УЗЕЛ НА ГРАНИЦЕ КАЗАХСТАНА И УЗБЕКИСТАНА

Развитие логистических центров на границе Казахстана и Узбекистана является немаловажным составляющим экономического сотрудничества между двумя странами. Транспортный, торговый и логистический узел для хранения, распределения и транспортировки товаров может облегчить торговлю и укрепить двусторонне партнерство.

 

Развитие логистических центров на границе повысят эффективность транспортно-логистического сектора за счет сокращения транзитного времени, улучшения координации и снижения затрат, связанных с транспортировкой.

Кроме того, поспособствуют развитию торговли, предоставляя центральное место для хранения и распределения товаров и упрощая таможенные процедуры, укреплению регионального сотрудничества и региональной стабильности, предоставляя платформу для диалога и сотрудничества между двумя странами.

Таким образом, эффективность логистической инфраструктуры увеличится, региональное сотрудничество расширится, а торговля упростится. Развитие логистических центров на границе Казахстана и Узбекистана определенно принесет пользу обеим странам.

ТРАНСОРМАЦИЯ «ҚАЗАҚСТАН ТЕМІР ЖОЛЫ»

Поручение Президента, данное на совещании по развитию-транспортно-транзитного потенциала от 07.07.2022 года:

 

«Возможно, пришло время трансформировать КТЖ в национальную транспортно-логистическую компанию. Это расширит мандат и задачи КТЖ, позволит компании более комплексно вести работу по развитию транспортно-транзитного потенциала страны» 

 

«Қазақстан темір жолы» — крупнейший оператор магистральной железнодорожной сети Казахстана. КТЖ отвечает за безопасность железнодорожных грузоперевозок, транспортировки багажа и почтовых грузов на всей территории страны, и поэтому сеть должна обеспечивать высокую скорость передачи данных, а также высочайший уровень защиты внутренних ресурсов компании, чтобы противостоять сетевым атакам.

Трансформация компании в национальную транспортно-логистическую компанию позволит существенно увеличить транзитный потенциал страны.

По мнению Президента, требуется принять комплекс мер для обеспечения безопасного и бесперебойного экспорта отечественной продукции. Глава государства подчеркнул необходимость сохранения лидерства страны в Центрально-Азиатском регионе и развивать ее как надежный транзитный хаб.

Заместитель Председателя Правления АО «НК «ҚТЖ» Каната Альмагамбетова отметил, в компании готовятся предложения по развитию транзитных перевозок, которые будут рассматриваться на уровне Правительства и согласовывается с партнерами.

Ожидается, что КТЖ займется организацией мультимодальных перевозок с привлечением ж/д-, авто- и морского транспорта, а также оказанием логистических услуг в местах формирования грузов за рубежом благодаря развитию сети терминалов. Это даст толчок развитию транснациональных транспортных коридоров, формированию новых логистических цепочек и откроет дополнительные возможности для отечественного бизнеса.

Важным направлением должно стать усиление компетенции национальной компании в области транзитных перевозок. Вполне логично, что КТЖ как нацкомпания должна быть на острие всех преобразований.

Отдельное внимание стоит уделить развитию логистического блока. Целесообразным станет создание центра компетенции, которая займется разработкой новых маршрутов, привлечением новых объемов, строительством новых терминалов, зерновых элеваторов, развитием портовой инфраструктуры за пределами Казахстана.

Кроме того, необходимо делать упор на развитие отечественного железнодорожного машиностроения и принять меры по укреплению железнодорожного парка и проведению капитального ремонта путей.

Казахстану предстоит сформировать альтернативные железнодорожные маршруты. В частности, речь идет о реализации проектов Достык – Мойынты, Бахты – Аягоз, Мактаарал – Дарбаза, строительстве обводной железнодорожной линии в обход Алматы.

РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ КОНТЕЙНЕРИЗАЦИИ РК

Контейнерные перевозки или контейнеризация — грузоперевозки с использованием стандартных контейнеров. Позволяют выполнять бесперегрузочную доставку товаров от отправителя к получателю, тем самым значительно сократив объём промежуточных погрузочно-разгрузочных работ.

Темпы роста глобальных контейнерных перевозок многократно превышают темы роста мировой экономики и торговли. Эффективность данного механизма обусловлена рядом преимуществ. Во-первых, более высокая скорость перевалки грузов с одного вида транспорта на другой и сохранность грузов. За счет исключения сложной перевалки и перетарки перевозка обходится намного экономнее. Кроме того, скорость работы груза становится выше, при исключении перетарки. Так, время прохождения в порту может сократиться в 3 раза.

 

Стоит признать, Казахстан существенно отстает от развитых стран по уровню контейнеризации – более эффективному и экономичному способу перевозки грузов. По уровню контейнеризации грузоперевозок в мире лидируют наши восточные соседи – Китай – 73%.  На Европу приходится 71%, а тройку лидеров замыкает США – 69%. Показатель Казахстана в этом рейтинге равен всего трем процентам.

Развитие контейнеризации позволило бы Казахстану увеличить объемы транзитных и экспортных перевозок до 4,1 млн TEU. У нашей страны есть большой потенциал увеличения объемов перевозки грузов. Самое преимущественное – это выгодное географическое положение, позволяющее сократить сроки перевозки относительно морских перевозок. Например, из Китая в Европу сроки перевозки составляют 9-15 дней против 45 морем. Формирование ЕАЭС позволяет осуществлять перевозки грузов в направлении Азия-Европа с минимальным количеством таможенных проверок.

При разработке Программы контейнеризации РК крайне важно определить возможную емкость рынка, сценарии развития, роль КТЖ и государства. Также, стоит обратить внимание на тренды, влияющие и определяющие развитие транспортно-логистического рынка, текущее состояние транспортно-логистического рынка РК в разрезе контейнеризации, и каковы его перспективы до 2025 года, без применения стимулирующих механизмов, под воздействием ключевых трендов и роль КТЖ как системообразующего игрока на рынке.

При грамотном использовании, контейнеризация может стать одним из драйверов оптимизации логистики предприятий Казахстана.

ДЕФИЦИТ СКЛАДСКИХ МОЩНОСТЕЙ

Мощность современных складских помещений в Казахстане постоянно меняется по мере развития экономики страны и логистической отрасли. Согласно отчету компании Colliers International, по состоянию на 2021 год общая площадь современных складских помещений в Казахстане составила около 865 тысяч квадратных метров, в то время как спрос превышает 1,2 миллиона.

Ожидается, что в ближайшие годы эта цифра будет расти, поскольку спрос на складские мощности в стране будет обусловлен перемещением предприятий из России в Казахстан. Большая часть современных складских мощностей в Казахстане сосредоточена в двух крупнейших городах - Алматы и Астане, а небольшие объекты расположены в Шымкенте и Актобе.

Местные логистические компании управляют большинством складских комплексов в Казахстане. Однако несколько международных логистических компаний также присутствуют в стране, но им еще предстоит инвестировать в развитие инфраструктуры.

В целом, чтобы улучшить складские мощности в Казахстане, нужно предпринять конкретные шаги. В первую очередь следует развить инфраструктуру. Инвестировать в новые и модернизировать существующие.

Нужно сфокусироваться на инвестиционных стимулах. Из-за отсутствия строительных материалов, общественной инфраструктуры, квалифицированных инженерных и коммунальных коммуникаций стоимость развития современного складского хозяйства в Казахстане значительно выше по сравнению с рядом других стран. Более того, из-за высоких процентных ставок девелоперы и инвесторы неохотно вкладывают средства в складской сектор. А налоговые льготы, субсидии и упрощенные административные процедуры привлекут частные инвестиции в складские комплексы.

Упрощение правил и процедур, связанных со строительством и эксплуатацией складских помещений, поможет снизить барьеры для входа на рынок, стимулировать конкуренцию и способствовать развитию новых объектов.

Уместным станет и автоматизация процессов. Использование систем управления складом, автоматизированных систем хранения и поиска, а также робототехники может помочь улучшить управление запасами, обработку заказов и транспортировку.

Кроме того, мощным инструментом открытия новых источников финансирования станет сотрудничество между государственным и частным секторами. В дополнение появится возможность обмена опытом и технологиями.

ДЕФИЦИТ АВТОМОБИЛЬНОГО И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПАРКА

Дефицит грузовых автомобилей и железнодорожного подвижного состава в Казахстане значительно повлиял на логистическую отрасль страны. Этому способствует несколько ключевых факторов.

Самый главный – устаревший автопарк. Значительная часть грузовых автомобилей и железнодорожного подвижного состава в Казахстане стареет, причем некоторые автомобили и подвижной состав относятся к советской эпохе. Это привело к увеличению затрат на техническое обслуживание и снижению эффективности, что обуславливает потребность в более доступных транспортных средствах и подвижном составе.

Экономическому росту страны и международной торговле поспособствовал спрос на транспортные услуги в Казахстане. Возросший спрос оказал давление на существующий парк грузовых автомобилей и железнодорожного подвижного состава. В следствие выросли затраты и потребности доступных транспортных средств.

Наиболее простым подходом к увеличению парка автомобильного и железнодорожного транспорта является инвестирование в новые транспортные средства и подвижной состав. Из-за высоких процентных ставок, отсутствия государственных стимулов и локализованной сборки грузовиков и подвижного состава, частный сектор неохотно инвестирует в новые транспортные средства.

Казахстан пытается создать отечественную сборочную и производственную базу для грузовиков и железнодорожного подвижного состава, но это оказалось сложной задачей из-за отсутствия инвестиций, технологий и опыта.

Упрощение административных функций, связанных с регистрацией, лицензированием и инспекцией транспортных средств и подвижного состава, снизит барьеры для входа и стимулирует выход на рынок большего числа компаний.

Государственные предприятия, особенно в железнодорожном секторе, создают недобросовестную конкуренцию частному сектору. Правительство Казахстана должно рассмотреть возможность более эффективного применения правила "желтой страницы" для управления конкуренцией между государственными предприятиями и частным сектором.

Технологии и оцифровка могут помочь повысить эффективность, снизить затраты и, что самое важное, уменьшить риск нарушения законодательства. Это может включать разработку новых конструкций транспортных средств и подвижного состава с использованием новых технологий, таких как телематика и GPS-слежение.

Также, стоит обеспечить доступ к финансированию. Стоимость финансирования в Казахстане для развития складов, дорог и железнодорожного транспортного оборудования, как правило, выше. Следовательно, окупаемость инвестиций низкая и долгая. Это может затруднить доступ предприятий к финансированию.

Чтобы улучшить доступ к недорогому финансированию, нужно поддержать частные инвестиции в складские помещения, авто- и железнодорожные парки. Этого можно достичь путем разработки новых финансовых продуктов, предоставления кредитов под государственную поддержку и создания специализированных инвестиционных фондов для поиска квалифицированных компаний с хорошим послужным списком, опытом и налоговой историей для инвестиций в транспортно-логистический сектор.

Не менее важным, как правило, остается развитие квалифицированной рабочей силы. В этом случае следует предоставить возможности для подготовки и обучения водителей, механиков и других работников для улучшения качества обслуживания, снижения аварийности и повышения эффективности.

Таким образом, инвестируя в новые транспортные средства и подвижной состав, стимулируя частные инвестиции, упрощая административные процедуры, поощряя инновации, улучшая доступ к дешевому финансированию, а также обеспечивая обучение и подготовку кадров, Казахстан может увеличить размер и эффективность своего автомобильного и железнодорожного парка.

СБАЛАНСИРОВАНИЕ РОЛИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Вопрос о том, должен ли Казахстан минимизировать роль государственных компаний в транспортном и логистическом секторах, является весьма сложным и не имеет простого ответа. Государственные компании могут играть важную роль в данном секторе, поскольку они могут обеспечить инфраструктуру, финансирование и поддержку для развития отрасли. В то же время чрезмерное участие государства в отрасли может привести к неэффективности, коррупции и снижению конкурентоспособности.

Как и во всех случаях при принятии решения, нужно смотреть на две стороны медали. Минимизируя роль государственных компаний, Казахстан может стимулировать частные инвестиции в транспортный и логистический секторы, повысить эффективность и снизить затраты, а также снизить уровень коррупции и повысить прозрачность в отрасли.

С другой стороны, государственные компании обеспечивают стабильность в отрасли, поскольку они в меньшей степени подвержены влиянию колебаний рынка или изменений в политике правительства. Кроме того, госкомпании имеют больше возможностей для обеспечения общественных интересов, поскольку они могут подвергаться более строгому регулированию и надзору, чем частные.

Учитывая все «за» и «против», идеальным подходом может быть поиск баланса между ними. Правительство Казахстана может рассмотреть смешанную структуру собственности, включающую как государственные, так и частные компании, обеспечивая при этом прозрачное и справедливое регулирование и надзор за отраслью.

Правительство также может ограничить роль государственных предприятий, особенно в железнодорожном секторе. Казахстанская железная дорога и ее грузовое подразделение могли бы стать мастер-операторами и предлагать услуги B2B частным транспортным, грузовым и логистическим компаниям, а не конкурировать с ними напрямую.

Частные транспортные и логистические компании передают железнодорожные тарифы и тяговые услуги на аутсорсинг национальному железнодорожному оператору. Следовательно, национальным железнодорожным компаниям не нужно создавать прямую конкуренцию с частными грузовыми и логистическими компаниями. Это может стать выигрышем для национальной железной дороги Казахстана и частных транспортно-логистических компаний.

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ КЛАСТЕРОВ В КАЗАХСТАНЕ

Теория кластеров — это система, которая подчеркивает важность взаимодействия и сотрудничества между компаниями, учреждениями и другими заинтересованными сторонами в определенной отрасли или географической зоне.

Применяя данную теорию в Казахстане, есть возможность создать благоприятную атмосферу для развития отрасли, что повысит эффективность, снизит затраты и стимулирует экономический рост. Правительство Казахстана может создать политическую среду, способствующую развитию транспортно-логистических кластеров, в виде предоставления налоговых льгот, субсидий и других стимулов для компаний в кластере.

Развитие современной транспортной инфраструктуры, включая дороги, железнодорожные пути и порты, снизит транспортные расходы и повысит эффективность сектора. К способам применения теории кластеров также являются: создание отраслевых ассоциаций, организация мероприятий и семинаров, содействие взаимоотношениям между компаниями и организациями, создание инкубаторов или инновационных центров, которые предоставляют ресурсы и поддержку компаниям для разработки новых технологий и продуктов.

Не стоит забывать и о поддержке образования и обучения. Это - создание программ обучения, партнерство с учебными заведениями и предоставление ресурсов для профессионального развития.

Так, применение теории кластеров к развитию сектора транспорта и логистики в Казахстане создадут благоприятную среду для роста и развития отрасли.

ОПЫТ ОАЭ И ПОТЕНЦИАЛ КАЗАХСТАНА

Группой экспертов изучен опыт развития сектора логистики и транспорта ОАЭ, элементы которого можно применять в Казахстане.

В последние годы транспортно-логистическая отрасль Дубая стремительно развивалась, превратив город в крупный мировой центр торговли и коммерции. Успех города в этом секторе можно объяснить несколькими важнейшими факторами, включая стратегическое расположение, инфраструктуру мирового класса, благоприятную политику и динамичную бизнес-среду.

Ранее офис управления достижением результата Delivery Unit презентовал национальный проект трансформации экономики «2Х», где рассматривается путь становления Казахстана ключевым региональным хабом торговли к 2030 году. В презентации наглядно указаны конкретные шаги по достижению данной цели путем использования успешно кейса ОАЭ.

 

 

Ниже приводится тематическое исследование, в котором освещаются некоторые из ключевых факторов, способствовавших успеху Дубая в транспортно-логистической отрасли.

  • Стратегическое расположение. Расположение Дубая на пересечении основных торговых путей между Азией, Европой и Африкой стало важным фактором его успеха в транспортно-логистической отрасли. Близость города к основным рынкам в сочетании с его стратегическим расположением на Аравийском полуострове сделали его идеальным местом для глобальной торговли и коммерции.

Казахстан в свою очередь расположен на перекрестке между Азией и Европой и является идеальными воротами для Центральной Азии и Кавказа.

  • Инфраструктура мирового класса. Транспортная инфраструктура Дубая с современным аэропортом, морским портом и дорожной сетью соответствует мировым стандартам и способна обрабатывать большие объемы грузов и пассажиров. Флагманский международный аэропорт Дубая - один из самых загруженных аэропортов в мире, а порт Джебель Али - один из крупнейших контейнерных портов в регионе. Правительство вложило значительные средства в развитие этих объектов, а также в автомобильную и железнодорожную инфраструктуру, чтобы обеспечить городу потенциал и возможности для поддержки роста транспортно-логистической отрасли.

Аэропорты Алматы, Астаны и Караганды, ворота Хоргос и порты Актау и Курык потенциально могут стать хабами для авиационных и мультимодальных перевозок в Казахстане. Основная инфраструктура уже построена, и с некоторыми улучшениями, оцифровкой и интеграцией эти активы могут повысить ценность транспортно-логистического сектора Казахстана.

  • Политика поддержки. Правительство Дубая реализовало ряд политических мер и инициатив, направленных на поддержку роста транспортно-логистической отрасли. Это включает создание зон свободной торговли, таких как свободная зона Джебель Али, которые обеспечивают благоприятную нормативную и налоговую среду для предприятий, занимающихся логистикой и торговлей. Правительство также внедрило упрощенные таможенные процедуры и снизило бюрократические барьеры, что способствовало повышению эффективности отрасли.

В Казахстане есть несколько свободных зон, и при положительных рыночных реформах эти зоны могут быть интегрированы в транспортно-логистический кластер Казахстана.

  • Динамичная деловая среда. Динамичная деловая среда Дубая в сочетании с его благоприятной политикой и инфраструктурой мирового класса привлекает многие предприятия, занятые в транспортно-логистической отрасли. В городе расположено множество логистических компаний, экспедиторов и экспедиторских агентств, которых привлекают возможности для роста и благоприятная деловая среда.

Государственные предприятия ОАЭ дополняют частный бизнес и избегают прямой конкуренции. В основном фокус поставлен на развитии инфраструктуры, портов, аэропортов, терминалов, свободных зон, авиакомпаний и судоходных линий, предлагающих B2B-услуги в сфере транспорта, грузоперевозок и логистики.

Казахстан и Дубай имеют разное географическое положение, экономические условия и политические системы, поэтому могут возникнуть некоторые трудности при прямом применении опыта Дубая к Казахстану. Тем не менее, есть некоторые уроки, которые Казахстан может извлечь из Дубая для развития своей транспортно-логистической отрасли.

К примеру, Дубай инвестировал значительные средства в развитие инфраструктуры, включая аэропорты, морские порты и автомагистрали; установил стратегические партнерские отношения с игроками в сфере грузоперевозок и логистики, которые помогли привлечь инвестиции и опыт в регион; диверсифицировал свою логистическую отрасль, выйдя за рамки традиционных областей, таких как морские и авиаперевозки, и включив в нее электронную коммерцию и доставку "последней мили".

Помимо этого, правительство активно поддерживает логистическую отрасль, включая реформу регулирования, инвестиционные стимулы и создание зон свободной торговли и внедряет передовые технологии, как беспилотники и автономные транспортные средства для повышения эффективности транспортных и логистических операций.

У Казахстана есть весь потенциал для перенятия опыта ОАЭ аналогичным образом, привлечь инвестиций, создать новые возможности для роста и стимулировать рост своего логистического сектора.

ЭФФЕКТЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ

Современная логистика должна представлять собой интегрированный комплекс из необходимого объема количественных и качественных услуг, обеспечить беспрепятственную и бесперебойную транспортировку в любые направления, на любые расстояния, для любого вида товара и услуг.

Путем повышения конкурентоспособности отечественной продукции, сокращения времени доставки, снижения стоимости, диверсификации пунктов назначения логистическая система Казахстана внесет значительную лепту в развитие общей инфраструктуры отрасли.

Сегодня нами реализуется множество проектов по развитию транзитного потенциала и торговых условиях Казахстана, формируются транспортно-логистические центры. Для привлечения инвесторов проводятся рабочие поездки в ведущие развитые страны, в ходе которых Казахстан презентуется как крпуный хаб между Центрально-Азиатским и Евразийским регионами.

Обладая стратегическим расположением между рынками Евразии, нам необходима активизация торговых потоков, которые, в свою очередь, придадут импульс инвестиционным процессам. Так, логистика станет привлекательной для иностранных инвесторов с целью локализации производства на территории РК.

Все вышеуказанные в статье текущие пробелы отрасли и их эффективные пути решения позитивно повлияют на рынок Казахстана как в краткосрочной, так и в среднесрочной перспективе, что в совокупности усилит инвестиционную активность данного сектора.

На сегодняшний день перед Казахстаном стоит амбициозная задача по развитию транзитного потенциала. Радует, что большинство инициатив уже находят свое отражение в совместных проектах развития транспортно-логистической системы Казахстана. Как конечный результат, логистика останется и станет более прибыльной и самоокупаемой отраслью с высоким уровнем реинвестирования в собственное развитие, которое откроет новые возможности для роста экономики.

Сектор логистики и транспорта как точка для бурного экономического роста и раскрытия транзитного потенциала страны.

 

1439
Контакт центр
Бесплатно со всех номеров
Подробнее
Народный контроль
Блог Председателя Правления
Подробнее
Видео
Фотогалерея
СК-ФАРМАЦИЯ И МФЦА ДОГОВОРИЛИСЬ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ
Подробнее
МИРОВЫЕ ГИГАНТЫ ПО ПРОИЗВОДСТВУ МЕДОБОРУДОВАНИЯ ПРИДУТ НА КАЗАХСТАНСКИЙ РЫНОК
Подробнее
ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО МЕДОБОРУДОВАНИЯ ВЫХОДИТ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ
Подробнее
Международная конференция "Обращение лекарственных средств и изделий медицинского назначения в РК. Современные тенденции
Подробнее
Совещание с участием дистрибьюторов, логистов и поставщиков (15.06.2016г.)
Подробнее
Совещание с ОТП (14.06.2016г.)
Подробнее
Посмотреть еще