По вопросу развития фармацевтической отрасли Юлия Якупбаева сказала, что совместными усилиями государства и бизнеса в Кодексе «О здоровье народа» появилось понятие долгосрочных договоров. Впервые практику заключения долгосрочных договоров стали применять в системе здравоохранения. «На сегодняшний день заключено 32 долгосрочных договора с 19 отечественными производителями на поставку 1052 наименований лекарственных средств и изделий медицинского назначения. И они уже дают положительные результаты по выполнению программ импортозамещения. Доля местного содержания в денежном выражении в закупках лекарственных средств и медицинских изделий через ТОО «СК-Фармация» к 2017 году выросла с 17% до 30%. Объем производства основной фармацевтической продукции вырос за последние 5 лет на 57% и составил 42,4 млрд тенге в 2016 году.
Все это достигнуто благодаря привлечению в отрасль свыше 350 млн долларов прямых инвестиций для ускорения процесса внедрения в практику GMP и повышения качества выпускаемой продукции. В настоящее время на 19 производственных цехах 10 заводов внедрены стандарты GMP», - сказала она. Наращивается экспортный потенциал фармацевтической отрасли и расширяется номенклатура выпускаемой продукции, которая представлена в основном генериками. Отечественные заводы выпускают более 800 наименований лекарственных средств. В последние годы НПП совместно с государственным органом «плечом к плечу» отстаивали интересы отечественной фармацевтической отрасли при разработке нормативных правовых актов в рамках ЕАЭС.
Наряду с достигнутыми результатами НПП проводит работу с бизнесом по импортозамещению путем расширения перечня выпускаемой номенклатуры и планирования локализаций производства. Предложения по данному вопросу будут представлены по завершению в МЗ РК. «Кроме того, имеется ряд вопросов, требующих совместного решения с Министерством здравоохранения, это снижение издержек поставщиков фармацевтической продукции путем совершенствование механизма регулирования цен на фармацевтическую продукцию с применением антидемпинговых программ, внедрения механизма предоплаты (авансовых платежей) и др., а также разработка Дорожной карты по продвижению отечественной продукции и повышению информированности населения о выпускаемой качественной отечественной продукции», - отметила зампред НПП.