Новости
01.08.2023

ВНЕШНИЕ ИНВЕСТИЦИИ И ЭКСПОРТ - ОСНОВНЫЕ ДРАЙВЕРЫ РОСТА КАЗАХСТАНА

 

Автор статьи:

     

Искалиев Ерхат Серикович

MBA, DBA, PHD, IPMA, ID

Председатель Подкомитета транспортной логистики

и перевозок НПП «Атамекен»

Член Президиума Союза транспортников Казахстана «KAZLOGISTIC»

Председатель Правления ТОО «СК-Фармация»

 Трудовой стаж:

  • Ведущий, главный специалист отдела по работе с инвестиционными институтами Комитета государственного имущества и приватизации Министерства финансов Республики Казахстан, г. Атырау (1998-1999);
  • Главный специалист, Заместитель начальника областного управления экономики Атырауской области акимата Атырауской области, г. Атырау (1999-2000);                                                                                                  
  • Заместитель начальника, и.о. Начальника областного финансового управления акимата Атырауской области, г. Атырау (2000-2002);                                                                                         
  • Директор Департамента Финансов Министерства государственных доходов Республики Казахстан, г. Астана (2002);
  • Заместитель директора Департамента государственного долга и кредитования Министерства финансов Республики Казахстан, г. Астана (2002-2003);
  • Директор Департамента инвестиционной политики и проектного финансирования ЗАО «Национальная Компания «Казахстан Темир Жолы», г. Астана (2003);
  • Управляющий Директор АО «Банк Развития Казахстана», г. Астана (2003-2006);
  • Председатель Правления АО «БРК-Лизинг» дочерняя организация акционерного общества АО «Банк Развития Казахстана», г. Астана (2006-2008);
  • Президент АО «Казтемиртранс» дочерняя компания АО «НК Казахстан Темир Жолы», г. Астана (2008-2009);
  • Вице-министр индустрии и торговли, Министерство индустрии и торговли Республики Казахстан, г. Астана (2009-2010);
  • Советник Президента АО «Национальная Компания «Казахстан Темир Жолы» по логистике и инвестициям, г. Астана (2010-2011);
  • Вице - Президент АО «Национальная Компания «Казахстан Темир Жолы» по логистике, г. Астана (2011-2013);
  • Генеральный Директор, член Президиума, Член Комитета транспорта, логистики и связи Национальной палаты Республики Казахстан, ОЮЛ «Союз Транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS», г. Астана (2013-2015);
  • Первый Вице-Президент ОАО «Объединенная Транспортно-Логистическая Компания», г. Москва (2015-2016);
  • Директор Отраслевой Дирекции «Транспорт и Логистика» (НК КТЖ и АО «AIR Astana») Фонда Национального Благосостояния «САМРУК-КАЗЫНА», г. Астана (2016-2018);
  • Председатель Подкомитета Транспортной логистики Комитета Логистики и Перевозок Национальной палата предпринимателей «Атамекен», г. Астана (2018-2020).

 Научные звания, степени, деятельность:

  • Ø Соискатель ученой степени кандидат экономических наук (Ph.D) по специальности «Финансы, денежное обращение и кредит», тема диссертации: «Лизинговое финансирование индустриально-инновационного развития Казахстана»;
  • Ø Научное исследование структурного финансирования с использование лизинга через модели «Кредит+Лизинг» и «Equity+Лизинг»;
  • Ø Академическая степень - Доктор делового администрирования.

ВНЕШНИЕ ИНВЕСТИЦИИ И ЭКСПОРТ - ОСНОВНЫЕ ДРАЙВЕРЫ РОСТА КАЗАХСТАНА

Глава государства придает особенное значение привлечению прямых инвестиций в страну, отмечая важность построения эффективной системы их «приземления». Нужно прилагать всевозможные усилия, чтобы улучшать инвестиционный климат Казахстана.

За годы Независимости в Казахстане проделана большая работа в инвестиционной сфере. Первые десятилетия суверенитета республика активно принимала предложения иностранных инвесторов вложиться в новые перспективные проекты. В годы становления Казахстан нуждался во внешней поддержке, и именно приток иностранных инвестиций мог способствовать планомерному развитию экономики страны и, даже в какой-то степени, стать драйвером роста.

  Инвестор – он как ребенок: требует индивидуального подхода. Для него следует создавать особые условия.

 Инвестиционная привлекательность складывается из сочетания разных факторов. Обычно их делят на два: жёсткие, то есть те, которые нельзя изменить. Сюда относятся географическое положение, природные ресурсы, демографический потенциал. А к мягким, которые подлежат корректировкам, входят: законодательство, налогообложение, отношения между властью и бизнесом.

 Важную роль в этом ключе также играет благоприятное стратегическое положение. Через территорию Казахстана когда-то проходил Великий Шелковый Путь, ведь мы находимся в сердце Евразийского континента, тем самым обеспечивая себе роль «сухопутного моста». Так, наша страна является новым стратегическим местом на перекрестке Европы и Азии.

  

 Стоит отметить, что Казахстан в последние годы демонстрирует высокий инвестиционный потенциал, являясь лидером среди СНГ, так как созданию благоприятного бизнес-климата для инвесторов уделяется большое внимание. Это и снижение административных барьеров, и упрощение процедур, и улучшение таможенного и налогового администрирования. Казахстан добился значительных успехов в привлечении иностранных инвестиций, которые сыграли важную роль в становлении экономики нашей страны в целом.

По данным Правительства РК, за 2022 год валовый приток прямых иностранных инвестиций в Казахстан составил $28 млрд, что на 17,7% больше результатов 2021 года. Это рекордный показатель за последние 10 лет.

Лидерами по объему инвестиций в республику стали Нидерланды – $8,33 млрд. Серебро достается США - $5,1 млрд, а тройку лидеров замыкает Швейцария с общим показателем $2,8 млрд. Среди регионов наибольшую активность в привлечении иностранного капитала показали Атырауская область, Алматы и Астана. Согласно данным, наибольший объем инвестиций был направлен в горнодобывающую промышленность, обрабатывающую промышленность, а также оптовую и розничную.

  

        Что касается общей суммы прямых иностранных инвестиций в Казахстан за годы независимости, то согласно данным Kapital.kz, этот показатель превышает 400 млрд долларов. При этом, несмотря на глобальную конкуренцию за инвестиции, по данным UNCTAD, практически половина инвестиций и заявленных «greenfiled» проектов Центрально-Азиатского региона приходится на долю Казахстана (46%), что подтверждает устойчивое региональное лидерство страны.                                      

В разрезе 32 развивающихся стран мира, не имеющих выхода к морю, Казахстан занял 2-е место. Следом расположились Монголия, Узбекистан и Туркменистан.

 Сегодня Казахстан — это новые возможности и огромный потенциал для выгодного вложения инвестиций. Наша республика занимает стратегически важное местоположение, имеет благоприятную среду для ведения бизнеса, защиту прав инвесторов и инвестиционные стимулы.

 В целях содействия устойчивому социально-экономическому развитию Казахстана путем привлечения иностранных инвестиций в приоритетные секторы экономики и комплексного сопровождения инвестиционных проектов было создано АО «Национальная компания «Kazakh Invest». Компания занимает важную позицию в качестве оператора в привлечении инвестиций, выполняющий функцию «единого переговорщика» от имени правительства. «Kazakh Invest» тесно сотрудничает с бизнес-ассоциациями и местными предпринимателями.

КОНКУРЕНЦИЯ ЗА ИНВЕСТИЦИИ

 Одна из главных задач, над которыми сейчас работает правительство, - привлечение инвестиций на реализацию программы индустриализации. Иностранные инвестиции должны нести за собой не только капитал, но и бизнес-культуру.

Последние несколько лет из-за ухудшения глобального экономического климата мировая экономика переживает сокращение потоков прямых иностранных инвестиций (ПИИ). При этом в развивающихся странах как никогда остро ощущается необходимость привлечения инвестиций, диверсификации и структурной трансформации экономики. Практически все новые промышленные стратегии, проводимые в мире, в значительной степени зависят от привлечения инвестиций.

 Спрос на инвестиции остается как никогда высоким, а предложение сокращается. Из-за этого рынок инвестиций становится все более сложным и конкурентным.

 Наши основные конкуренты – развивающиеся страны с большими запасами природных ресурсов. Конечно, в каждой отрасли речь идет о разных странах. Например, в горнодобывающей отрасли нашими конкурентами являются Австралия, Канада и некоторые страны Южной Америки.                     

Более того, Узбекистан становится перспективным региональным игроком. И это, в свою очередь, способствует сбалансированному развитию Центральной Азии. Быстрое развитие Узбекистана обеспечит стабильный экономический рост и региональную взаимосвязанность. По мнению экспертов, наш регион с 70 млн жителей достигнет гораздо лучших результатов при скоординированном совместном позиционировании на мировой инвестиционной карте.

Однако, по данным КурсиваМедиа, аналитики Ernst&Young провели исследование инвестпривлекательности государств Центральной Азии за последние три года, по итогам которого Казахстан занял первую строчку в этом рейтинге.

Оказалось, что за три года количество новых инвестпроектов в центральноазиатских странах сократилось в 2,5 раза, а объем капиталовложений в такие проекты снизился в 4 раза. Крупнейшими инвесторами за это время были Россия, США, Китай и Турция.

В Казахстане, несмотря на кризис, валовый приток прямых иностранных инвестиций по итогам 2021 года вырос на 38%, но не достиг допандемийного уровня. В 2022-м Казахстан более активно включился в глобальную борьбу за инвестиционный капитал. Последствия геополитического кризиса открыли новые инвестиционные возможности, ведь из России ушли или приостановили свою деятельность больше 1,4 тысяч крупных зарубежных компаний. Так, ряд фирм переселились на нашу территорию.

Изучение инвестиционного климата в Казахстане и других странах Центральной Азии проводилось экспертами с помощью социологических опросов. Опросив респондентов о потенциальных рисках, влияющих на инвестиционную привлекательность стран ЦА в 2022–2025 годах, названы политическая нестабильность (ее отметили 45% опрошенных) на фоне конфликтов в соседних государствах, низкий уровень цифрового регулирования и информационной безопасности (48%). Скептически относятся представители зарубежных компаний к неопределенности стран ЦА в тарифной и торговой политике, высокой волатильности на рынках капитала. Об этом говорит каждый третий опрошенный.

 Что можно сделать правительствам центральноазиатских стран, чтобы улучшить инвестиционный климат и побороться за глобальные инвестиции в ближайшие три года?

 Судя по результатам опросов, для инвесторов важнее всего, чтобы в стране была справедливая и прозрачная правовая система, а налоговое законодательство государств имело понятное и предсказуемое толкование. Никто не хочет оказаться в ситуации, когда нормы закона трактуются различными госорганами по-разному или внезапно изменяются.

Также инвесторы отмечают, что правительствам нужно отойти от жестких запретов на приезд иностранной квалифицированной рабочей силы и вкладывать собственные инвестиции в кадровый потенциал. В конкуренции за иностранные инвестиции будет иметь значение и то, какой уровень цифровизации имеет страна, обладает ли базовой IT-инфраструктурой.

Важную роль в конкуренции за инвестициями играет и синхронность всех ключевых звеньев - таможня, налоговая и логистика. Следует системно улучшать компетентность кадров, судебных тяжб, банковского сектора и экспортной культуры. Все они как винтик в швейцарских часах выполняют важную функцию – точной и бесперебойной работе всего механизма привлечения иностранных инвестиции в страну.

Учитывая все вышеуказанные факторы, в целях нивелирования глобальных вызовов в Казахстане выработаны на системном уровне подходы по привлечению и наращиванию инвестиций с учетом всех критериев инвесторов. Стоит отметить, что на сегодняшний день Казахстан имеет достаточно хорошую репутацию, показывая неплохие результаты, и ряд преимуществ как объект инвестирования.

 ЧЕМ КАЗАХСТАН ПРИВЛЕКАТЕЛЕН ДЛЯ ИНВЕСТИЦИЙ?

Как мы и говорили ранее, Казахстан является достаточно привлекательным для иностранных инвесторов, и стратегическое расположение республики далеко не единственное преимущество.

Казахстан обладает естественными инвестиционными преимуществами: транзитный и логистический потенциал, богатая ресурсная база, международные торговые и инвестиционные соглашения, а также доступ к основным мировым рынкам. Наша страна уникальна с точки зрения потенциала лидера в самых разных отраслях. Кроме того, за годы независимости нашей страной была проделана значительная работа по созданию действительно привлекательного инвестиционного климата.

Деятельность государства сегодня сконцентрирована на снижении риска для инвесторов, повышении транспарентности и предсказуемости государственных политик. Для инвестора на первый план выходят такие факторы, как близость крупных рынков сбыта, наличие квалифицированных кадров, возможности инфраструктуры и удобство логистики. Важным сигналом для потенциальных инвесторов становится наличие цифровых услуг для административных процедур, например, через онлайн-механизмы «единого окна».

 Инвестиционный климат и его компоненты – бизнес-регулирование, налоговая политика, валютное регулирование и другие – являются минимальной необходимой средой.

 Придерживаясь принципа «слышащего государства» и чтобы повысить приток прямых инвестиции в страну, упрощаются все процедуры для потенциальных партнеров. А именно снижаются административные барьеры, улучшаются таможенное и налоговое администрирование, функционируют инвестиционные стимулы и защищаются права инвесторов.

 Меры государственной поддержки

Согласно законодательству, государственная поддержка прямых инвестиций заключается в законодательных гарантиях обеспечения инвестиционной деятельности;       установлении системы льгот и преференций; наличии единственного государственного органа, уполномоченного представлять Казахстан перед инвесторами;      предоставлении гарантий покрытия политических и регулятивных рисков в соответствии с договорами, заключенными Правительством с международными организациями и соответствующими нормативными правовыми актами РК.

 Защита прав инвесторов

Привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций является одним из основных направлений взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества Казахстана с другими странами.

В целях защиты интересов инвесторов функционируют такие специальные консультативно-совещательные органы, как Совет иностранных инвесторов при Президенте РК, Совет по улучшению инвестиционного климата, Инвестиционный штаб под председательством премьер-министра, в рамках которых обсуждаются предложения инвесторов и принимаются решения по их проблемным вопросам. Кроме того, премьер-министр является инвестиционным омбудсменом, что подчеркивает важность для Казахстана вопроса защиты прав и законных интересов инвесторов.

Инвестору предоставляется полная и безусловная защита прав и интересов, которая обеспечивается Конституцией Республики Казахстан, и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, а также международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

 Совет иностранных инвесторов при Президенте РК;

  • Координационный совет под председательством Премьер-Министра РК;
  • Совет по улучшению инвестиционного климата - при Правительстве РК;
  • Суд Международного финансового центра «Астана» и Международный арбитражный центр – судебная система по принципу английского права;
  • Специализированная судебная коллегия Верховного Суда и суд г. Астаны для разрешения инвестиционных споров;
  • Инвестиционный омбудсмен – Премьер-Министр РК.

    Соглашение об инвестициях

В Казахстане проводится точечная и адресная работа с каждым инвестором с применением широкого спектра мер государственной поддержки. В частности, действует механизм инвестиционных соглашений, дающий гарантии стабильности законодательства для стратегических проектов.

Новый инструмент для крупных инвестиционных проектов – соглашение об инвестициях. В рамках исполнения поручения Главы Государства о дальнейшей поддержке инвесторов и внедрения стратегического инвестиционного соглашения, в Казахстане у инвесторов есть возможность напрямую заключать соглашение об инвестициях с Правительством.

  • Уменьшение налоговых обязательств до 20%;
  • Стабильность законодательства (до 25 лет);
  • Возмещение до 20% стоимости строительно-монтажных- работ и приобретение оборудования;
  •   Предоставление дополнительных преференций, предусмотренные Законодательством РК по соглашению с Правительством.

    Выгодный налоговый режим

Общая ставка по налогам и социальным сборам. Казахстан занимает 5 место по налоговой политике в рейтинге IMD.

Упрощенные процедуры открытия бизнеса:

  • 1 день для регистрации юридического лица;
  • 3 дня для регистрации собственности;
  • 100 дней для получения разрешений на строительство.

   Человеческий капитал

Президент всегда акцентирует внимание на роли человеческого капитала как базового компонента государственной политики и драйвера посткризисного экономического развития. В этом плане Казахстан демонстрирует относительно хорошие результаты в Индексе человеческого капитала за последние годы.

 31 место в рейтинге Всемирного банка «Human Capital Index-2018»;

  • Безвизовый режим для граждан более 65 стран мира, в том числе всех стран ОЭСР;
  • 128 высших учебных заведений, 8 из них вошли в список лучших университетов мира с рейтингом «QS Stars Development Road map» на 2018 г.;
  • Международная стипендия "Болашак" - более 10 тысяч специалистов прошли обучение в 100 лучших университетах мира.

     ПРИВЛЕЧЕНИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ИГРОКОВ

Привлечение прямых иностранных инвестиций оказывает наиболее сильное воздействие на страны с формирующимся рынком Казахстана. Динамика инвестиционной деятельности, объем притока иностранного капитала напрямую влияют на решение социально-экономических задач, связанных с ростом уровня жизни населения, а также конкурентоспособностью страны на глобальной арене. Именно поэтому стимулирование данного сегмента осуществляется на государственном уровне, особенно в странах с развивающейся экономикой. А привлечение на отечественный рынок глобальных мировых игроков дает усиленный эффект. Так зачем же их привлекать?

 Бренднэйм

Вопросы экспорта национальных брендов наряду с привлекательной инвестиционной политикой государства и сохранения положительного статуса страны находятся в одном измерении, поскольку, являясь равноценными сторонами одной медали, носят равнозначный и взаимосвязанный характер.

Целью любого государства в условиях глобализации служит обеспечение роста благосостояния граждан своей страны и защита национальных интересов в мировом сообществе. Эффективным инструментом, вошедшим в арсенал стратегических подходов к определению траектории развития и процветания страны, становится наличие политики странового брендинга, который способствует укреплению имиджа и репутации государства в глазах мировой и отечественной общественности.

 На сегодняшний день положительная репутация страны становится объектом пристального внимания со стороны инвесторов, желающих вложить свои капиталы в стабильную экономику, а также создает плацдарм для успешного продвижения брендов на зарубежные рынки.

Очевидно, что страна, имеющая привлекательный имидж, характеризующаяся стабильностью, низким уровнем рисков, высоким потенциалом внутреннего рынка, эффективной системой поддержки со стороны государства, стабильной налоговой базой, низкими издержками производства, высокой нормой прибыли и уровнем квалификации персонала формирует благоприятный инвестиционный климат для привлечения инвестиций глобальных игроков. А это, в свою очередь, благоприятно влияет на развитие и устойчивость бренда и повышения статуса на мировом уровне.

 SMART-инвестиции

На фоне растущего интереса к «‎умным» решениям в стартап-индустрии появилось понятие SMART-инвестиций. Это логическое продолжение основных принципов инвестирования, согласно которому инвестор должен принимать корректные и эффективные инвестиционные решения, отвечающие точно сформулированным потребностям.

 Иными словами, SMART-инвестиция — это вливание в проект финансовых и иных ресурсов, которых ему не хватает для достижения поставленных бизнес-целей.

Таким образом, появляется возможность для обмена опытом и знаниями, инструментами и методиками развития бизнеса, помощь с доступом к международному рынку, а также нетворкинг с мировыми игроками.

ИНВЕСТИЦИИ В ФАРМОТРАСЛЬ КАЗАХСТАНА

Отечественный фармрынок сегодня вызывает большой интерес у международных инвесторов, которые ищут новые возможности на развивающихся рынках. Зарубежным инвесторам следует предлагать вкладывать в конкретные проекты, формировать готовые пакетные решения, сказал Президент.

На сегодняшний день в Казахстане есть ряд приоритетных направлении для развития. Одно из них – фармацевтика. По оценке специалистов, в Казахстане имеется потенциал наращивания мощностей в фармацевтической отрасли в два раза.

Одним из основных драйверов локализации производства по полному циклу является последовательно проводимая руководством страны политика импортозамещения. Акцент этой политики сделан на создании инновационных секторов промышленности, среди которых фармацевтическая отрасль является одной из ключевых.

Отрасли здравоохранения и фармацевтики обладают огромным потенциалом для дальнейшего развития. Наличие государственной поддержки на фоне растущего спроса на лекарственные препараты, внедрение новых стандартов и законов, способствующих модернизации отраслей, являются ключевыми предпосылками для увеличения роста производственных мощностей казахстанских предприятий, что позволит снизить импортозависимость, а также нарастить экспорт.

Напомним, Глава государства в своем Послании дал поручение активизировать сотрудничество с глобальными фармкорпорациями, обеспечить трансферт технологий и новейших разработок, а также довести долю лекарственных средств и медицинских изделий отечественного производства до 50% уже в 2025 году.

 Поручения Президента находятся на особом контроле Министерства здравоохранения РК и Единого дистрибьютора.

 Для реализации поставленных задач утвержден Комплексный план по развитию фармацевтической промышленности до 2025 года, разработан Национальный проект «ЗДОРОВАЯ НАЦИЯ» на 2021-2025 годы, где одним из направлений является «Отечественная фармацевтическая промышленность Казахстана».

За прошлый год отрасль показала положительную динамику. Заметное развитие отрасли в Казахстане произошло за годы индустриализации вместе с приходом крупных иностранных инвесторов из Польши, Турции, Китая, России и других стран.

Сегодня отечественным производителям необходимо ориентироваться на развитие своих производств с акцентом на импортозамещение в части трансфера передовых технологий, локализации производства оригинальных, инновационных лекарств и наращивания экспорта готовой продукции. При этом, наряду с производством готовой продукции, следует разрабатывать и производить фармацевтические компоненты и субстанции.

С целью повышения доступности, снижения импортозависимости и обеспечения финансовой устойчивости системы здравоохранения, Кодексом РК «О здоровье народа и системе здравоохранения» предусмотрена мера государственной поддержки отечественного производства в виде заключения долгосрочных договоров с отечественным производителями или заказчиками контрактного производства медикаментов, расположенными на территории Казахстана сроком до 10 лет.

Данная норма позволяет развивать собственные разработки лекарственных средств, а также трансфер инновационных технологий для отечественного производства лекарственных средств и производства оригинальных препаратов на территории Республики Казахстан.

РОЛЬ ЕДИНОГО ДИСТРИБЬЮТОРА

 Вопросы увеличения доли собственного фармпроизводства в стране до 50% стоят на особом контроле Правительства РК и Единый дистрибьютор продолжает работу по расширению благоприятных условий для стимулирования развития отрасли, разработке механизмов поддержки отечественного производства через систему единой дистрибуции. За последние годы была проделана системная и комплексная работа.

Контрактное производство медикаментов

Важным приоритетом в деятельности Единого дистрибьютора является привлечение инвестиций инновационной фармацевтической продукции в рамках контрактного производства на территории РК.

Использование контрактных производителей в фармацевтической промышленности растёт уже в течение нескольких десятилетий, стремясь снизить затраты, сократить внутренние мощности и выйти на новые рынки.