Отечественные товаропроизводители не имеют открытого доступа к закупкам лекарств
Негативное влияние на предоставление отечественным поставщикам равных возможностей для участия в закупках лекарств и изделий медицинского назначения оказывает целый ряд недостатков, существующих в этой системе.
Об этом сегодня члены Совета по противодействию коррупции и теневой экономике НПП «Атамекен» заявили на очередном заседании в Нацпалате. Они представили результаты антикоррупционного мониторинга в сфере закупок лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, приобретаемых в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (далее - ГОБМП).
Открывая заседание, председатель Совета Каирбек Сулейменов отметил, что выявленные в ходе мониторинга организационно-правовые недостатки ограничивают конкуренцию в этом сегменте экономики и создают почву для коррупционных проявлений.
«Государственные расходы на лекарственное обеспечение в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи ежегодно увеличиваются и с 2009 по 2016 год выросли с 55 до 160 млрд тенге. Между тем в системе закупок лекарственных средств и изделий медицинского назначения существует ряд недостатков, о чем свидетельствуют обращения предпринимателей в «Атамекен». Сложившаяся практика дискриминации поставщиков негативно влияет на предоставление равных возможностей для участия в закупках. Это ограничивает конкуренцию и создает почву для коррупции», - заявил Каирбек Сулейменов.
Член Совета, депутат Мажилиса Иван Клименко отметил, что проводимая в последние годы по поручению Главы государства политика по совершенствованию процесса закупок товаров, работ и услуг из средств государственного бюджета для их оптимизации и защиты от коррупционных рисков, увы, не коснулась системы закупок лекарственных средств.
«К примеру, до сих пор практикуется нотариальное оформление значительной части документов, вносимых в рамках конкурсной документации, чего уже не требуется при проведении госзакупок. Нормы, направленные на поддержку отечественных производителей медицинской техники, зачастую на практике не работают. В соответствии со статьей 10 Кодекса закупки лекарственных средств в рамках оказания ГОБМП относятся к компетенции местных исполнительных органов, в связи с чем управления здравоохранения Южно-Казахстанской, Алматинской, Карагандинской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской областей производят их в централизованном порядке. Однако в Акмолинской, Костанайской областях, городах Алматы и Астана функции местных исполнительных органов по закупке лекарственных средств и изделий медицинского назначения делегированы учреждениям, оказывающим медпомощь - больницам и поликлиникам, что делает процесс закупок менее прозрачным. Пробелы в действующем порядке формирования и регистрации цен на лекарства и медтехнику позволяют создавать барьеры по доступу предпринимателей для участия в закупках», - заявил Иван Клименко.
Он отметил, что на начало 2015 года, по данным Счетного Комитета, выявлен избыточный запас иммунобиологических препаратов на сумму 1,3 млрд тенге.
«Отсутствие справедливой стоимости на медицинские услуги делает невозможным развитие ГЧП в этом секторе», - также подчеркнул депутат.
По информации Ивана Клименко, пробелы в действующем порядке формирования и регистрации цен на лекарственные средства и медицинскую технику позволяют создавать барьеры по доступу предпринимателей для участия в закупках. Несмотря на то, что регистрация цен является формой реализации государственных функций, направленных на осуществление прав, свобод предпринимателями, данные функции в Реестр государственных услуг не вошли и не имеют правового регулирования.
Отсутствие информации о работе Формулярной комиссии создает правовой вакуум, который может способствовать развитию коррупционных рисков, а правовой пробел в регламентации противодействия демпингу наносит ущерб отечественным производителем и создает условия для недобросовестной конкуренции.
Нарушение местными исполнительными органами установленного порядка закупа медицинской техники не только ущемляет интересы отечественных производителей медицинской техники, но и влечёт совершение коррупционных преступлений.
Представитель Министерства здравоохранения и социального развития РК Зауреш Мушанова согласилась с мнением членов Совета о необходимости передать регистрацию цен в Реестр государственных услуг, при этом подробно рассказав процедуру формирования цен на лекарства в стране.
«Для регулирования цен на лекарственные средства создана специальная рабочая группа. Ранее, до принятия Кодекса, неоднократно со стороны общественности были замечания по поводу ценообразования, так как говорилось, что по ценам оригинала закупаются генерические лекарства. В этой связи Минздравом совместно с международными консультантами в июле 2015 утверждены новые правила формирования цен на ЛС и ИМН в рамках ГОБМП. По новой методике представитель производителя сам предоставляет цену для регистрации. Далее Национальный центр экспертизы лекарственных средств анализирует ее с учетом оптовой и розничной цены, а также международных цен. После анализа Центр предоставляет рекомендации для регистрации цены. Эта методика позволила убрать лишние звенья для снижения цены», - заверила Зауреш Мушанова.
Председатель правления ТОО «СК-Фармация» - единого дистрибьютора лекарств в Казахстане Нуржан Алимбаев не согласился с мнением отдельных членов Совета в части того, что СКФ не поддерживает отечественных производителей лекарств и медоборудования.
«Из закупленных на 2017 год 896 наименований лекарств 462 – отечественного производства», - отметил Нуржан Алимбаев.
По его информации, в рамках поддержки ОТП 47 позиций были переданы СКФ для централизованного закупа. В целом, благодаря централизованному закупу цены в регионах были выравнены, число прямых договоров увеличено.
В защиту СК-Фармация он также привел ситуацию конца 2015 года, когда из-за мирового экономического кризиса закупка фармацевтических средств на 2016 год стояла под угрозой. Однако единому дистрибьютору, по его словам, удалось закупить весь объем заявленных лекарств, причем по прежним ценам.
Члены Совета также отметили, что значительное влияние на формирование коррупционных рисков в сфере закупок лекарственных средств оказывает издание Министерством здравоохранения и социального развития нормативных правовых актов, которые ограничивают и устраняют конкуренцию. Несмотря на то, что 81 Шагом Плана нации - 100 шагов по реализации пяти институциональных реформ Н.А. Назарбаева закреплено расширение предоставления гарантированного объема бесплатной медицинской помощи через негосударственные организации, в этой сфере еще практикуется издание правовых актов, ограничивающих участие частных структур и лоббирующих интересы государственных предприятий.
Заместитель генерального прокурора Андрей Кравченко, а также члены Совета также обратили внимание на наличие коррупционных рисков при обеспечении лекарственными средствами в системе гарантированного государством объема бесплатной медицинской помощи.
В связи с этим Советом принято решение о внесении рекомендаций в заинтересованные государственные органы по изменению законодательства, регламентирующего порядок закупок лекарственных средств и медицинской техники. В целях обеспечения их транспарентности и снижения коррупционных рисков предлагается создать на базе Национальной палаты предпринимателей базу данных этих закупок.
Генеральной прокуратуре предложено опротестовать отдельные приказы Министерства здравоохранения и социального развития, ограничивающие конкуренцию и предоставляющие преимущества отдельным юридическим лицам. Кроме этого, ТОО «СК-Формация» рекомендовано принять конкретные мер по устранению коррупциогенных рисков в данной сфере.